Анализ образовательного процесса ДОУ Деятельность МДОУ, выбор программ, специализация напрямую зависят от запросов и потребностей микрорайона. Сотрудники учреждения, оценивая ситуацию конкуренции и стремясь улучшить имидж своего ДОУ, работают в инновационном режиме, творчески и активно. По результатам наблюдений за работой воспитателей с детьми было
выявлено, что основным методом работы является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребенок общаются « на равных». Педагоги обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально – поисковой и строительно – конструктивной деятельности, в которой ребенок может проявить себя.
Важным показателем результатов работы дошкольного учреждения является здоровье детей. Анализируя состояние здоровья детей, мы обратили внимание на то, что при поступлении детей в дошкольное учреждение с каждым годом увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем.
Исходя из полученных данных о показателях здоровья детей и количестве дошкольников, имеющих отклонения,
можно сделать вывод, что большинство воспитанников имеют 1-ю группу здоровья, что составляет 65,7% от всех дошкольников. Из общего количества воспитанников 8 % имеют болезни лор-органов, 3 % — нарушение зрения, 10 % — плоскостопие.
Сравнительная таблица групп здоровья детей (количество детей)-
Годы
Группы здоровья
первая
вторая
третья
2008-2009г.г.
92-33,3%
161-58,3%
23-8,3%
2009-2010г.г.
98-38,6%
138-54,3%
18-7,1%
2010 – 2011 г.
184 – 65,7%
81- 28,9 %
15- 5,4%
По сравнению с предыдущими годами в конце 2010 – 2011 учебного года на 12% снизилось количество детей с задержкой речевого развития. Адаптация детей к условиям ДОУ в 2010/11 учебном году прошла удовлетворительно — у 93% детей она протекала в легкой и средней степени тяжести.
Анализируя посещаемость воспитанниками ДОУ, уровень их здоровья, определяется количество детей, имеющих отклонения. Так, согласно полученным данным, коэффициент занятости мест в течение 2010 года увеличился на 25%. Самый высокий процент посещаемости был отмечен в подготовительной группе (88%), самый низкий — во 1-й младшей группе (73%). На 3% увеличился показатель индекса здоровья, означающий, что в ДОУ количество не болеющих детей возросло. По результатам анализа была
выявлена основная проблема : увеличился процент пропущенных по болезни детодней. Причина заключается в том, что в период с января по март температура в помещениях детского сада желает быть выше.
^ Общее кол-во заболеваний
Кол - во
инфекционных
заболеваний
Кол-во соматическнх заболеваний
2008-2009г.г.
264
212
52
2009-2010.Г.
213
176
35
2010 – 2011 Г.
194
125
29
^ -
Уровень развития
2008-2009
2009-2010
2010 – 2011
Низкий
-
-
-
Ниже среднего
3-1,1%
2- 1%
4 – 1,4%
Средний
252-91,3%
236-92%
249 – 88,9 %
Выше среднего
20-7,2%
16-6,2%
27 – 9,6 %
высокий
1-0,4%
2-0,8%
-
При рассмотрении данных проблем по возрастам можно проследить, что по всем показателям уровень ниже среднего имеют дети младшей группы, тогда как в старшей и подготовительной группах в основном - средний и выше среднего.
^ 
Анализ выполнения норм питания по основным продуктам (мясо, рыба, масло сливочное, растительное, молоко, яйцо, мука, крупа, картофель, овощи, фрукты), калорийность, соотношение БЖУ, количество ингредиентов показывают, что нормы питания по основным продуктам выполнены на 85%, калорийность соответствует норме. Кроме того, увеличилось количество ингредиентов.
^ - создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого дошкольника во взаимодействии с родителями воспитанников.
По результатам заболеваемости был дан глубокий анализ физкультурно – оздоровительной работы и профилактических мероприятий в ДОУ, выявлены причины повышения заболеваемости, и
сделаны следующие выводы о необходимости: - реализации системного подхода в сохранении психофизического здоровья ребёнка через повышение комфортности пребывания дошкольников в ДОУ и эффективности оздоровительной работы с детьми;
- обеспечение благоприятного течения адаптации;
- предупреждение острых простудных заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики, реализации плана физкультурно – оздоровительной работы в группах;
- организации просветительской работы по охране и укреплению здоровья детей с воспитателями и родителями;
- усиления контроля за физкультурно – оздоровительной работой в ДОУ.
^ - организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- диагностика показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья.
- составление индивидуальных планов оздоровления;
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, внедрение новых технологий и методик;
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников.
В рамках оздоровительно-профилактической работы с воспитанниками проводятся закаливающие мероприятия, индивидуальная коррекционная работа, обеспечивалось витаминизированное питание и др.
Кроме того, реализуется система работы с родителями по формированию ЗОЖ, направленная на повышение активности родителей, которая проявляется в участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях вместе с детьми, разнообразных формах работы по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников, в развитии предметно-пространственной окружающей среды в группах и на участках ДОУ; стимулирование положительной мотивации к здоровому образу жизни. Проблема, с которой столкнулись работники дошкольного учреждения, заключается в том, что не в полном объеме выполняются предписания контролирующих организаций, направленные на обеспечение безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников. Возникшие трудности являются следствием недостаточного государственного финансирования.
^ - Педагогический совет в форме деловой игры «Сохраним здоровье ребёнка».
- Педагогические консилиумы, семинары, консультации.
- Смотр- конкурс нетрадиционного оборудования для повышения психофизического комфорта пребывания ребёнка в ДОУ.
- Ежеквартальные медико-педагогические совещания.
- Физкультурные праздники и развлечения.
- Традиционные недели здоровья.
- Специальные лечебно - профилактические мероприятия для детей с ослабленным здоровьем.
- Ежедневные закаливающие процедуры.
- Утренняя гимнастика на свежем воздухе, в спортивном зале.
- ФТЛ по индивидуальным показаниям.
- Общий, оздоровительный , лечебный массаж.
- Освоена система оздоровительной работы с детьми (воздушные ванны, босохождение, тропа «здоровья», ЛФК, витаминопрофилактика, фиточай и др.).
- Родители информировались об оздоровительной работе учреждения по профилактике и лечению заболеваний.
Анализ проводимой работы показал следующие результаты: - снижение заболеваемости по всем трем показателям благодаря сформировавшейся в ДОУ системе физкультурной и оздоровительной работы с детьми;
- повышение уровня развития физических навыков и умений дошкольников на 13%;
- благодаря приведению в систему работы по охране жизни и здоровья участников образовательного процесса в течение года в ДОУ не отмечено случаев сложного травматизма среди воспитанников и сотрудников.
- осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья;
- рост физической подготовленности по сравнению с прошлым годом;
- улучшение качества проведения занятий, физкультурно – оздоровительных мероприятий;
- овладение навыками самооздоровления детьми дошкольного возраста и их родителями.
Исходя из анализа рассмотренной проблемы, коллективу необходимо:
Продолжать работу по совершенствованию психофизического комфорта нахождения ребёнка в ДОУ.
Совершенствовать работу над снижением заболеваемости у дошкольников и ввести в работу новые методы закаливания
Продолжать поддерживать у детей интерес к различным видам двигательной активности, т.к. это является одной из важнейших задач формирования здорового образа жизни.
Еще одна из первостепенных проблем ДОУ - это
проблема развития речи дошкольников, недостаточный уровень развития связной речи, несформированность навыков грамматически правильной речи, выявленная в результате анализа работы учителей логопедов и диагностики детей по данному разделу программы. Поэтому была необходимость открытия в ДОУ логопедических групп по коррекции и развитию речи детей с ОНР в 2007 году.
^ - своевременное предупреждение и преодоление недостатков в речевом развитии дошкольников;
- осуществление комплексной коррекционно – воспитательной работы с детьми с недоразвитием речи;
- оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми;
- пропаганда логопедических знаний среди воспитателей и родителей;
- развитие диалогической речи детей через формирование умения общения со сверстниками и организацию личностно - ориентированных развивающих занятий.
Для решения данных задач была организована диагностико – коррекционная работа:
- освоение, внедрение и разработка коррекционных индивидуальных программ,
- коррекция мелкой моторики рук, сенсорного недоразвития,
- логопедический, точечный профилактический массаж,
- консультации специалистов и педагогов ДОУ по вопросам воспитания и обучения детей, имеющих проблемы в развитии;
- совместное (воспитатели – логопеды - родители) создание предметно – развивающей среды для детей.
^ что в процессе регулярного систематического проведения индивидуальных и фронтальных занятий, использование разнообразных методов и способов расширяются и углубляются знания об окружающем, происходит развитие связной речи. Согласно результатам сравнительной диагностики, уровень развития диалогической речи детей вырос в течение года с 2,3 до 2,6 балла по 3-х бальной системе, причем в 2009 - 2010 учебном году старшие группы показывали достаточный уровень развития детей, а в 2010 - 2011 учебном году показали
устойчиво высокий уровень развития детей.
Итогом проведённой работы стал дидактический турнир “Развиваем диалогическую речь детей", который позволил глубже изучить состояние работы по развитию дискуссии между детьми. Турнир выявил, что на хорошем уровне ведётся
пропедевтическая работа по развитию диалогической речи детей, начиная с раннего возраста. Хочется отметить доброжелательные отношения между детьми в игровой деятельности и диалогического общения как результат систематической работы воспитателей по развитию культуры общения.
В ходе работы
возникла необходимость :
- совершенствовать диалогическую речь детей через формирование умения общения со сверстниками и взрослыми;
- в совершенствовании методики и технологии организации дискуссии между детьми.
Детский сад строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей. Работа родительских клубов по интересам, проведение родительских собраний с использованием нетрадиционных форм, совместные праздники и развлечения,- все это способствовало выработке единства форм и методов воспитания детей в данном учебном году.
В коррекционной работе по данному направлению использовались дополнительные развивающие технологии В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Развитие связной речи в логопедических группах», Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР». Дети данных групп способны провести звуковой анализ слова, владеют приемами словообразования. По результатам диагностики с чистой речью выпущено 89% детей, со значительными улучшениями – 6%, продлен срок коррекционной работы с детьми - 5%.
В данном направлении необходимо больше времени уделять индивидуальной дифференцированной работе, координации деятельности педагогов и родителей по осуществлению работы с детьми с ОНР.
^
Для реализации следующей задачи художественного воспитания в ДОУ является решение проблемы формирования предпосылок целостного развития художественного сознания дошкольников. Как научить ребенка творчески отображать и воспринимать действительность? Как добиться разностороннего роста духа и
сознания детей, где невозможно отделить научные факты, технические умения от сопереживания и эстетического наслаждения?
Педагогами ДОУ в этом году внедрялась в работу программа художественного развития детей И.А. Лыковой «Цветные ладошки», которая направлена на формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности.
Широкое вовлечение искусства в дошкольную практику дает возможность детям создать более целостное представление об особенностях различных культур, о специфике их взаимодействия, как в прошлом, так и в настоящем, создать благоприятные условия для формирования предпосылок художественного сознания, обогатить их духовно.
Такой подход активизирует не только эстетическое восприятие окружающего мира, но и способствует интенсивному развитию творческого мышления, творческих способностей дошкольников. На занятиях изодеятельности осуществлялся дифференцированный подход к обучению, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Сформирован положительный интерес во всех возрастных группах к изобразительной деятельности. Высокая результативность знаний, умений, навыков у детей достигнут в следующих жанрах - пейзаж, композиция, архитектура. По результатам диагностики овладение техническими навыками у дошкольников составил:
- высокий уровень – 20%;
- средний уровень – 50%;
- низкий уровень – 30%.
Занятия по изобразительной деятельности проводит воспитатель по ИЗО Рожкова Н.А. На занятиях применяются обычные и нетрадиционные формы работы, всегда используется множество образцов. На таких занятиях дети имеют возможность выбирать, что и с помощью каких приемов и средств они будут рисовать, лепить.
Уже много лет в ДОУ работает кружок по изобразительной деятельности «Палитра». В результате этой работы дети научились многим нетрадиционным способам рисования (с помощью трубочек для коктейля, ватных и бумажных тампонов), аппликации (методом обрыва бумаги, из природных материалов и др.), руками детей изготовлено множество интересных поделок из картона, бумаги, глины, теста, природного и бросового материала.
^ ,
можно сделать вывод, что уровень творческих способностей детей вырос на 10%. Тщательный анализ работы педагогического коллектива в этом направлении показал, что общий результат диагностики высок, все же есть некоторые проблемы, над которыми еще необходимо работать: превышение длительности теоретической части занятия над практической; недостаточное оснащение групп оборудованием для полного решения задач по изобразительной деятельности.
^ , что необходимо усовершенствовать условия для самостоятельной изобразительной деятельности во всех возрастных группах; увеличить время на продуктивную деятельность детей на занятиях, совершенствовать работу по обеспечению преемственности художественно – эстетического развития дошкольников, активизировать работу с родителями по данному направлению за счет введения новых форм сотрудничества.
В ходе анализа воспитательно - образовательной работы за 2010 - 2011 учебный год проведена диагностика детей по программам, используемым в ДОУ, которая показала, что уровень развития детей высокий (2,6 балла по уровневой шкале) и выявила достаточный уровень развития детей со следующими рекомендациями:
Развивать культуру диалога у детей, умение апеллировать к ответу товарища, давать связные высказывания по теме беседы, умение формулировать простейшие понятия.
Постоянно проводить индивидуальную работу с детьми.
^ высокий уровень развития детей и владения методикой проведения и организации занятий воспитателями, имеющими большой стаж работы в ДОУ.
На протяжении учебного года высокий уровень профессионального мастерства показали специалисты ДОУ, принимавшие непосредственное участие во всех мероприятиях детского сада и города: это и сочинение оригинальных сценариев, организация, оформление, участие в развлечениях и праздниках, проводимых для детей и взрослых, участие в городских семинарах, методических объединениях, конкурсах, интеллектуальных марафонах, фестивалях.
Из приведенных данных четко прослеживается положительная динамика в усвоении образовательной программы. Общий процент выполнения программы составляет 83%, что является высоким показателем по сравнению с началом учебного года (в начале года — 76%). Результаты диагностирования детей подтвердили эффективность проделанной работы и показали, что программы, используемые в детском саду, способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
^ Методическая работа в ДОУ № 105 - это часть системы непрерывного образования воспитателей. Она ориентирована на достижение и поддержание высокого качества воспитательно – образовательной работы в детском саду.
Воспитателями и специалистами осваиваются наиболее рациональные методы и приемы воспитания и обучения детей. С помощью различных форм работы повышается методическая подготовленность педагогов к организации педагогического процесса, обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявляется и пропагандируется актуальный педагогический опыт.
Для педагогов важно, чтобы полученные знания на методических мероприятиях принесли конкретную пользу, нашли отражение в педагогической деятельности и способствовали эффективности в работе с детьми.
Методическая работа в ДОУ осуществляется согласно годовому плану. В течение года все воспитатели и специалисты принимают активное участие в проведении различных мероприятий: консультации, семинары, смотры, конкурсы, открытые коллективные просмотры.
Формы проведения таких мероприятий самая разнообразная; круглый стол, дискуссия, деловая игра, конкурс педагогического мастерства и другие.
-
№ п/п
Год
Годовые задачи ДОУ
2009 – 2010 г.
1. Продолжать работу по совершенствованию психофизического комфорта нахождения ребёнка в ДОУ, поддерживать у детей интерес к различным видам двигательной активности.
2. Совершенствовать коррекционную работу по развитию речи в процессе обучения дошкольников пересказу.
3. Создать условия для развития инновационной деятельности в ДОУ через внедрение
комплексной программы «Детский сад 2100»
Комплекс мероприятий
Консультации
1. Природа в познавательном, речевом и эстетическом развитии ребенка.
2. Методика обучения детей пересказу. Требования к качеству речи педагога.
3. Пальчиковая игра как одна из форм закаливания детского организма.
4. Организация прогулок с детьми в теплое время года.
Семинары
1. Познание природы путем наблюдения как ведущего метода в экологическом образовании дошкольников.
2. Искусство общения с родителями.
Смотры, конкурсы
1. Организация и содержание речевой среды в ДОУ.
2. Лучший информационный уголок для родителей.
3. Педагогического мастерства – «Воспитатель ДОУ – 2010»
Открытые коллективные просмотры
1. Дидактические игры в коррекционной педагогике.
2. Использование пособий для развития мелкой моторики в процессе режимных моментов.
3. Интегрированные занятия – как средство целостного восприятия ребенком окружающего мира.
Методические объединения
1. Эффективность работы по обучению дошкольников рассказыванию.
2. Развитие социальной уверенности детей через обогащение сенсорного опыта.
3. Состояние физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ.
Педагогические советы
1. Круглый стол - Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственность.
2. Дискуссия. - Социальное партнерство родителей и детей.
3. Личностно – ориентированный подход в воспитании и обучении дошкольников. Итоги работы по программе «Детский сад 2100».
Тематические проверки
1. Организация воспитательно – образовательного процесса по формированию у детей культуры общения.
2. Ознакомление детей с социальной действительностью в сюжетно – ролевой игре.
^ п/п
Мероприятия
Кол-во заплан, меропр
Выполнено
Не выполнено
Перег -рузка плана
Недисцип линиров.
Сотрудн.
Болезнь или
отсутств. сотрудн.
1.
Педсоветы
4
3/75%
1/25%
*
2.
Семинары
2
2/100%
3.
Тематические
проверки
2
2/100%
4.
Смотры конкурсы
2
2/100%
5.
Консультации
8
7/87%
1/13%
*
6.
Открытые просмотры
15
15/100%
7.
Взаимопосещения
2
2/100
8.
Утренники
6
6/100%
9.
Развлечения
10
8/ 80%
2/20%
*
10.
Спортивные праздники
8
4/50%
4/50%
*
11.
Дни Здоровья
2
-
2
*
12.
Работа с
родителями
3
2/ 66%
1/34%
13.
Курсы повышения квалификации
6
6/100%
14.
Аттестация педагогов
7
7/100%
Работа с педагогическими кадрами — иллюстрирует результаты повышения квалификации и аттестации педагогов. Так, проведенная в течение 2010/11 учебного года работа с кадрами позволила достигнуть следующих результатов: к концу учебного года основная часть педагогов (91%) имеют квалификационные категории; все педагоги прошли курсы повышения квалификации, запланированные в этом году. В 2010/11 учебном году педагоги нашего детского сада участвовали в различных мероприятиях, в т. ч. межрайонных и городских конкурсах и выставках. 45% педагогов приняли участие в работе городского методического объединения. Были проведены три занятия по разделам образовательной программы, обобщен опыт на МО и семинарах города - Вершининой Т.Н., Никитиной Р.М., Локтионовой А.А., Кузнецовой Е.Н.
^ Воспитатели -19.
Специалисты:
заведующая-1;
старший воспитатель - 1;
музыкальный руководитель - 2;
инструктор по физической культуре - 1;
логопед - 2;
психолог - 1;
воспитатели с приоритетным направлением:
изодеятельность - 1
хореограф-1;
экология-1;
английский язык -1.
- Педагог дополнительного образования - руководитель театрализованной
деятельности.
Характеристика квалификационных критериев педагогов;
высшая категория - 8 -26%;
первая категория - 12 - 39%;
вторая категория -6 -19%;
без категории -5 - 16%.
В этом учебном году успешно прошли аттестацию в нашем учреждении педагоги на высшую, первую и вторую категорию два педагога. На новый учебный год планируется повысить квалификацию молодым специалистам нашего ДОУ.
В дошкольном учреждении было к празднику награждено 5 педагогов грамотами Комитета по образованию и науке, 5 педагогов – благодарственными письмами КОН, Попова Е.В. получила Гранд мэра города.
Образовательный уровень педагогических кадров:
Высшее - 11 - 36%;
Среднее специальное - 20-64%,
Повышает свой образовательный уровень в Астраханском Государственном Университете - 2 педагога.
Средний возраст педагогов составляет:
От 20-30 лет - 5- 10%;
От 30-40 лет - 6 - 19%;
От 40-и выше - 20 - 65%,
Стаж работы:
До 5 лет - 4 - 13 %
От 5 до 10 лет - 4 - 13 %
От 10 до 20 лет - 12 - 38 %;
20 и более - -10 - 32%.
^
испытывают интерес, потребность и мотивацию к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений, к овладению современными эффективными технологиями;
считают главным условием повышения результатов образовательного процесса - создание и развитие гуманной воспитательной системы детского сада.
Таким образом, анализ профессионального уровня педагогов позволяют сделать
выводы о том, что коллектив ДОУ № 105:
- сплоченный, квалифицированный, имеет высокий уровень педагогической
культуры; работоспособный, опытный и перспективный, коллектив объединен
едиными целями и задачами и имеет благоприятный психологический климат,
Итоги анализа работы с кадрами выявили основную проблему: педагоги не имеют опыта участия в городских, областных и региональных мероприятиях и профессиональных конкурсах. Причина в том, что на этом уровне проводится ограниченное количество мероприятий для воспитателей дошкольных учреждений и малая активность педагогов.