Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Четверг, 17.07.2025, 04:16

    Мой сайт


    Приветствую Вас Гость
    Главная » 2014 » Июнь » 28 » Преемственность в формировании экологической ку
    01:09
    Преемственность в формировании экологической ку

    Автореферат диссертации по теме "Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения "начальная школа - детский сад""

    На правах рукописи

    Зотова Наталья Сергеевна

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОСПИТАННИКОВ И УЧАЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА - ДЕТСКИЙ САД»

    13 00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

    ОЗОБ8787

    Тамбов-2007

    Работа выполнена в Федеральном государственном учреждении «Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания»

    Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

    доцент Кравченко Маргарита Борисовна

    Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

    профессор Дорожкина Ольга Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент Никульшин Валентин Яковлевич

    Ведущая организация: Московский государственный гуманитарный

    университет имени М.А. Шолохова

    Защита состоится «Л 6 » мая 2007 г в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.261.05 в Тамбовском государственном университете имени Г.Р. Державина по адресу: 392700, Тамбов, ул. Рылеева, 52, ауд. 26.

    С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.

    Автореферат диссертации размещен на официальном сайте ТГУ имени Г.Р. Державина « и » апреля 2007 г.ОШр'/^иЛтЬ ги).

    Автореферат разослан- « 2-Я » апреля 2007 г

    Ученый секретарь

    диссертационного совета - Иванова Л К.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

    Актуальность исследования. Стремительный рост потребления природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, негативное влияние техногенных факторов приводят к необратимым изменениям мировых экологических систем Эта глобальная проблема человечества диктует настоятельную необходимость совершенствования экологического образования и воспитания подрастающего поколения, придания этому процессу адекватного современным требованиям значения Его результатом должна стать экологическая культура личности, определяющая ответственное отношение последней к окружающей природной среде Экологически культурный человек - гарант не только предотвращения катастрофических последствий нарушения баланса естественных процессов, но и существенного улучшения биологических и социальных условий развития всего живого на Земле

    Формирование основ экологической культуры начинается в дошкольном детстве Однако изучение состояния экологического воспитания показывает, что в большинстве дошкольных учреждений этой проблеме уделяется недостаточное внимание, а опыт тех дошкольных учреждений, в которых осуществляется системная работа по формированию у детей экологической культуры, не получает своего естественного продолжения в условиях начального образования Школа практически не координирует свою деятельность в этой области с дошкольным звеном, действуя автономно, в результате чего или нарушается единство и непрерывность образовательного процесса, возникает «разрыв», или все начинается заново, без учета достигнутого на предыдущей ступени

    Вариативность и дифференциация образовательного процесса вызвали появление значительного количества научной, учебной, методической литературы и аудио-, видеопродукции (учебники, рабочие тетради, хрестоматии, видеоматериалы, компьютерные программы, Сй-диски, аудиокассеты), посвященной экологическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста. Однако при этом не учитывается требование постепенного и поступательного накопления и усложнения экологической информации, движения от элементарных представлений, полученных в дошкольном детстве, к системе научных знаний

    В связи с планируемым переходом к обучению детей с пятилетнего возраста (12 лет общего среднего образования) в контексте модернизации образовательной отрасли возрастает значимость учреждений, которые устраняют прерывность между уровнями образования и образовательными программами, в частности, между дошкольным учреждением и начальной школой (ступенью) и их программами Таким перспективным образовательным учреждением является созданное в 1998 году на основании Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1998 года № 1204, государственное

    образовательное учреждение «Начальная школа-детский сад»

    Образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» позволяет реализовать модель единого образовательного процесса на дошкольной и начальной школьной ступенях общего образования, в рамках которой решаются и частные задачи обучения, воспитания и развития детей в общем концептуальном контексте.

    В то же время следует отметить, что потенциальные возможности названного учреждения в плане преемственного формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста не реализуются автоматически Их успешная реализация требует соответствующего теоретико-методического обеспечения, разработанного принципа преемственности Создание такого обеспечения, разработка научно обоснованной модели формирования экологической культуры детей в условиях образовательного учреждения «Начальная школа—детский сад» представляется насущной исследовательской задачей

    Проблемам преемственности в образовании и воспитании посвящено значительное число исследований Идея преемственности в обучении находит отражение в педагогическом наследии ФА В Дистервега, Я А Коменского, И Г Песта-лоцци, К Д Ушинского и др Необходимость реализации принципа преемственности рассматривалась в трудах отечественных психологов и педагогов -Б Г Ананьева, Ю К Бабанского, Л И Божович, Л.С Выготского, Ш И Ганелина, В В Давьщова, М А Данилова, Б П Есипова, Л.В. Занкова, А А Люблинской, М.Н. Скаткина, А П Усовой, Д Б Эльконина и др

    Вопросы преемственности между дошкольными учреждениями и школой освещены в ряде диссертационных работ (ЕА. Аникудимова, А И Аронина, Л В Богомолова, Р.Е Герасимова, И И Гончарова, С Н Дмитриева, Т А Коваль-чук, О.В Ткаченко и др.), которые посвящены различным аспектам их образовательной и воспитательной деятельности

    Проблема экологического воспитания дошкольников явилась предметом специальных исследований Е В Гончаровой, А В Запорожца, ЛИ Егоренкова, Л С. Игнат-киной, С А Козловой, НИ. Кондратьевой, ТА Копцевой, В И Логиновой, С Н Николаевой, Н.Н Поддьякова, НА Рыжовой, А М. Федотовой, И А Хайдуровой и др

    Проблеме экологического воспитания младших школьников посвящены исследования Л Р Ахметшиной, Н Ф Виноградовой, Н С Дежниковой, А Н Захлебного, С Н. Назаровой, А А. Плешакова, Л П Салеевой, Л.П Симоновой, И В.Цветковой и др

    Близкими к настоящему исследованию являются работы, в которых раскрываются проблемы:

    - непрерывности развития экологической культуры учащихся (Л.Д Бобылева, И Т. Гайсин, Л Ю. Гладышева, О.Н. Головко, А.Я Кузнецова, В.Н Огоньков, Н 3 Смирнова, В.А Ясвин и др.);

    - преемственности в учебно-воспитательном процессе и в отдельно взятых его

    компонентах (Б Ш Алиева, Э Г Ахмеггшина, И Т Гайсин, РА Должикова, ТА Ера\-тина,ЛМ Зайцева, С В Козин, Л И. Колунтаева, В Л Лыкова, Г К Широкова и др)

    Разработаны комплексные и парциальные учебные программы для решения актуальных проблем экологического воспитания и формирования экологической культуры Для детей дошкольного возраста «Из детства - в отрочество Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет» Т Н Дороновой, Л Г. Голубевой, Н А Гордовой и др , «Юный эколог» С.Н Николаевой, «Наш дом - природа» Н А Рыжовой, «Мы» Н Н Кондратьевой и др Для детей младшего школьного возраста «Экология и культура Программа экологического воспитания школьников» под редакцией Н С Дежни-ковой, «Окружающий мир» Н Ф Виноградовой, «Семицветик» В И Ашикова, С Г Ашиковой, «Природа и художник» Т А Копцевой, «Маленький принц Земли» И В Цветковой и др

    В то же время специальных исследований, посвященных проблеме преемственности в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников в условиях образовательного учреждения «Начальная школа — детский сад», до настоящего времени проведено не было

    Несмотря на наличие научно-практических работ, составляющих общий теоретический и методический фундамент процесса формирования экологической культуры в дошкольном и школьном возрасте, остается необходимым научное обоснование системного решения названной проблемы, что позволит исключить дискретность при переходе детей с дошкольной на начальную ступень образования и обеспечить преемственность этого процесса

    Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий:

    между необходимостью обеспечения преемственности в процессе формирования экологической культуры детей при переходе с дошкольной на начальную ступень школьного образования и недостаточной теоретической разработанностью данного вопроса как в содержательном, так и организационном плане,

    между потенциальными возможностями комплексного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад» осуществления преемственности в формировании экологической культуры дошкольников и младших школьников и отсутствием теоретического обоснования условий, способствующих их эффективной реализации

    Указанные противоречия определили проблему исследования каковы содержательные и процессуальные основания обеспечения преемственности в формировании экологической культуры детей в условиях образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад»

    В современной науке создана теоретическая база, сформулирован круг идей, положений, продуктивных подходов, делающих своевременной постановку данной проблемы и позволяющих найти ее решение

    Все сказанное выше позволило сформулировать тему исследования «Преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад»

    Объект исследования: процесс формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения «Начальная школа—детский сад».

    Предмет: преемственность в формировании экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад»

    Цель исследования: определить содержательные и процессуальные основания обеспечения преемственности в формировании экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения «Начальная школа—детский сад».

    Гипотеза исследования:

    Образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» как форма осуществления единого образовательного процесса на дошкольной и начальной школьной ступенях общего образования создает предпосылки для преемственного формирования экологической культуры обучающихся в нем детей, которые, однако, реализуются не автоматически, а предполагают создание определенных условий. К последним относятся.

    - согласование задач, содержания и организационных форм экологического обучения и воспитания детей на дошкольной и начальной школьной ступенях в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад», исключающее дискретность при переходе с одной ступени на другую и обеспечивающее непрерывность и поступательность этого процесса,

    - разработка модели формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении «Начальная школа-детский сад»,

    - программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры детей на дошкольной и начальной ступенях образования, подкрепленное сотрудничеством всех участников образовательного процесса (воспитанники, учащиеся, родители, педагоги)

    Задачи исследования:

    1 Конкретизировать научное представление о содержании понятия «экологическая культура личности» применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста».

    2 Охарактеризовать с позиции преемственности наличное программно-содержательное обеспечение процесса формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников

    3 Разработать модель формирования на основе преемственности экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад».

    4 Разработать программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад».

    Методолопгческой основой исследования являются философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности и цельности явлений реального мира, о диалектической сущности преемственности как одной из существенных черт закона «отрицания отрицания», об отношении человека к окружающей среде, об объективных и субъективных факторах развития личности и общества, положения психологии и педагогики о духовно-нравственном развитии личности, о ребенке как субъекте воспитания, о взаимосвязи теории и практики обучения и воспитания в процессе онтогенеза, о воспитании как процессе трансляции опыта от поколения к поколению, о связи объема, содержания экологических знаний, социального опыта, навыков с возрастными особенностями личности Методологическими основаниями исследования выступают также положения социальной экологии как науки, изучающей взаимоотношения человека с окружающей средой, законы его взаимодействия с природой, психоэкологии, изучающей проблемы совместимости человеческого общества с особенностями природной среды, разрабатывающей технологии гармонизации природно-общественных взаимоотношений, коэволюции как науки об устойчивом развитии человеческой цивилизации и др.

    Методологическую функцию в исследовании реализовали системный (А Н Аверьянов, В Г. Афанасьев, И В Блауберг, Н В Кузьмина, Ю П Сокольников, П Г Щедровицкий, Э Г. Юдин) и личностно-деятельностный (Б Г. Ананьев, Л С. Выготский, И А Зимняя, А Н Леонтьев, С Л Рубинштейн, Д И Фельд-штейн)подходы

    Теоретическую базу исследования составляют труды педагогов, социологов, психологов, в которых раскрываются особенности структуры, содержания и генезиса познавательной деятельности детей (Б Г Ананьев, А В Брушлинский, В.В Давыдов, А Н Леонтьев), психология воспитания дошкольников и младших школьников, в том числе в аспекте непрерывности и преемственности педагогических воздействий (К А Абульханова-Славская, В М Бехтерев, П П Блонский, Л И Божович, Е Б Весна, Л С Выготский, В В Давыдов, А Н Леонтьев, В С Мухина, Д И Фельдштейн, Г Г Шахвердов, Д Б Эльконин и др), аспекты развития и формирования качеств личности, обусловливающих готовность к различным видам деятельности (Р Д Санжаева, Д Н Узнадзе, Л А Чистякова и др), общие вопросы отбора содержания образования (ВГ. Богин, ВС Леднев, М Н Скаткин), теория развивающего обучения (Л В Занков, А В Хуторской, И С Якиманская), эко-психологические аспекты развития личности (А А Алда-шева, С Д Дерябо, В И. Медведев, В.И Панов, В.А. Ясвин), вопросы методологии, содержания и организации общего экологического образования и формирова-

    ния экологической культуры у детей (С В. Алексеев, С Н. Глазачев, Н С. Дежникова, А Н Захлебный, И Д Зверев, С Н Николаева, И Т. Суравегина, И В Цветкова и др )

    В процессе исследования на разных этапах использовался комплекс теоретических и эмпирических методов: моделирование, контент-анализ существующих воспитательно-обучающих программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, парциальных программ по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста, абстрагирование и конкретизация, аналогия, обобщение, сравнение; изучение документов и результатов практической деятельности (рисунков, поделок, опытных посадок и т п ), наблюдение; анкетирование, интервью, опрос (устный и письменный), изучение и обобщение педагогического опыта, методы математической статистики и Интернет-поиск; опытно-экспериментальная работа по реализации на различных площадках нормативной модели и педагогических технологий

    Опытно-экспериментальной базой исследования выступили образовательные учреждения гт Москвы, Кирова, Перми, Краснодарского края, формирующий эксперимент осуществлялся в Государственном образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад» №1654 Юго-западного административного округа г Москвы, являющимся экспериментальной площадкой г Москвы, работающей по теме «Новая модель обучения и воспитания — Детский и юношеский центр «Экополис. Культура. Здоровье» Организация и этапы исследования. Исследовательская работа проводилась в несколько этапов Первый этап (2000-2002 гт) - теоретический анализ научной, учебной, методической литературы, законодательных и нормативных документов по теме исследования Основное внимание на данном этапе было обращено на определение предметной области, формулирование общей концепции исследования; составление схемы опьггно-экспериментальной работы, определение характера и объема необходимой для получения достоверных выводов информации, способов её получения, источников, последовательности работы с ними; определение эмпирической базы исследования На данном этапе была обоснована проблема исследования, разработана его методология, уточнен понятийный аппарат и сформулирована гипотеза.

    Проведены контент-анализ 15 наиболее известных эко-программ по экологическому воспитанию и формированию экологической культуры детей разного возраста: «Истоки», «Развитие», «Детство», «Из детства в отрочество», парциальных программ: «Юный эколог» СН. Николаевой, «Наш дом - природа» НА. Рыжовой, «МЫ. Азбука экологии» Н Н. Кондратьевой, «Природа и художник» ТА. Копцевой, «Паутинка», «Семицветик» В.И. и С.Г. Ашиковых, «Зеленый дом» А А. Плешакова, «Экология и культура» Н С. Дежниковой, «Маленький принц Земли» ИВ Цветковой, «Окружающий мир» НФ. Виноградовой,

    «Природоведение» 3 А Клепининой, содержательный анализ анкет 455 респондентов (детей, родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений) и опыта общеобразовательных учреждений № 1151 Зеленограда г. Москвы, № 63 г Пензы, № 9 г Кирова, № 101 г. Перми, Восходовской средней школы Новокубанского района Краснодарского края.

    Второй этап (2002-2004 гт.) - анализ собственных и полученных другими исследователями опытных данных, по итогам которого было определено направление дальнейшего научного поиска и разработана программа педагогического эксперимента, включающего констатирующий и формирующий этапы В ходе констатирующего этапа эксперимента изучался процесс формирования экологической культуры у детей в Государственном образовательном учреждении «Начальная школа -детский сац» № 1654 Юго-западного административного округа г Москвы и в других общеобразовательных учреждениях. Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили установить базовые параметры моделирования этого процесса Проведена систематизация полученных в ходе исследования результатов по отдельным направлениям

    Третий этап (2004-2006 гг.) - опытно-экспериментальная проверка теоретической модели на базе ГОУ «Начальная школа - детский сад» №1654 Юго-западного административного округа г Москвы, статистическая обработка опытных данных, обобщение и литературное оформление результатов исследования Проверка всей совокупности полученных теоретических результатов на полноту охвата предметной области

    На протяжении всех этапов осуществлялись апробация и внедрение результатов исследования, теоретических и методических материалов в педагогическую практику, публикация статей

    Научная новизна исследования

    - конкретизировано научное представление о содержании понятия «экологическая культура личности» как системы, состоящей из ряда взаимосвязанных компонентов (образовательного, эмоционально-ценностного, нравственно-волевого и деятельностного), применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста,

    - охарактеризовано с позиции преемственности программно-содержательное обеспечение формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста, выявлены связанные с ним проблемы, препятствующие непрерывности и поступательности этого процесса,

    - разработана модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад»,

    - разработано программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная шко-

    ла-детский сад», основу которого составляет авторская программа «Первый эко-шаг»

    Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в развитие теории экологического образования и воспитания, в той части, которая посвящена обеспечению непрерывности этого процесса, реализации принципа преемственности при переходе с одной образовательной ступени на другую

    Результаты исследования конкретизируют и обогащают научные представления о содержательной и процессуальной сторонах экологического образования и воспитания, уточняют их специфику в исходном звене (детский сад - начальная школа), дополняют содержание сложившихся подходов к формированию экологической культуры личности теоретическими положениями и выводами об условиях, способствующих обеспечению единства и целостности образовательно-воспитательного процесса.

    Практическая значимость исследования состоит в принципиальной возможности использования содержащегося в нем теоретического материала и выводов для обеспечения преемственности в формировании экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста как в комплексном образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад», так и в традиционного типа дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах.

    Автором подготовлены и апробированы программно-методические разработки и рекомендации для педагогов дошкольного и начального звена школьного образования по осуществлению основанных на принципе преемственности экологического образования и воспитания детей; рекомендации по освоению программы «Первый эко-шаг», разработке экопроектов, проведению экологических праздников и экодесантов

    Материалы диссертации могут быть использованы в процессе подготовки и переподготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ

    Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждается опорой на фундаментальные методологические и теоретические позиции, данными педагогического эксперимента, сопоставимыми с эмпирическим материалом, полученным различными методами, адекватными объекту, предмету, цели, гипотезе, задачам научного исследования, достаточностью и комплексным характером обработки эмпирических и опытно-экспериментальных данных Основные положения, выносимые на защиту:

    1. Экологическая культура личности представляет собой систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов образовательного (знания о природе, усвоенные нормы и правила взаимодействия с окружающей природной средой), эмоционально-ценностного (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственно-волевого (ответственность и способность к самоограни-

    чению), деятелъностного (навыки экологически мотивированного поведения, природоохранной деятельности), которые в совокупности определяют характер ее функционирования в социоприродном пространстве

    Экологическая культура дошкольника и младшего школьника рассматривается как динамическое образование, то есть не только как результат образовательно-воспитательной работы, но и как процесс развития и обогащения каждого из ее компонентов, предполагающий поступательное продвижение ребенка от элементарных экологических представлений, положительного эмоционально-чувственного восприятия природы отдельных экологически ценных поступков к системе научных знаний, осмысленному ценностно-ориентированному отношению к природе и ответственному, экологически мотивированному поведению

    2 Анализ с позиции преемственности отечественных комплексных и парциальных программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, условно разделенных на три группы экологической (в основном, биоэкологической), эстетико-экологической и социально-экологической направленности, показал, что при всех их достоинствах и несомненном воспитательно-образовательном потенциале, заключенном в каждой из них, они не способны в должной мере удовлетворить потребности комплекса «Начальная школа - детский сад», так как не рассчитаны на использование в единой системе дошкольного и начального образования

    В числе наиболее значимых проблем, имеющих место в современной педагогической практике формирования экологической культуры детей, отчасти обусловленных имеющимся программно-содержательным обеспечением, следует отметить- автономность, рассогласованность воспитательных усилий институтов формирования экологической культуры детей (семьи, детского сада, школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений), дискретность при переходе детей с дошкольной на начальную ступень школьного образования, обусловленную отсутствием перспективности в формировании начал экологической культуры дошкольника и учета предыдущего опыта ребенка при построении содержания экологического образования в начальной школе

    3 Модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад» представляет собой структуру, отражающую внутренние, существенные отношения объекта исследования- задачно-целевой блок, принципы, содержание (инвариантная и вариативная части, уровни и компоненты содержания учебно-воспитательного процесса), технологии, планируемые результаты, условия и критерии эффективности процесса формирования экологической культуры детей.

    4 Программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели обеспечивается авторской программой «Первый эко-шаг», представляющей систему формирования экологической культуры

    воспитанников и учащихся образовательного учреждения «Начальная школа детский сад» посредством комплекса специальных занятий, уроков, новых форм внеурочной работы и дополнительного образования Ключевой элемент программы - дидактические, методически и организационно обеспеченные групповые экопроекты - пролонгированные практико-ориентированные учебно-воспитательные мини-программы, участниками которых являются дети и их родители при консультативной роли педагогов

    Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования

    Основные идеи исследования обсуждены и получили одобрение на ряде научно-практических конференций и семинаров, диссертант также выступил организатором проблемных педагогических советов и заседаний методических объединений Наиболее значимые из названных мероприятий

    - круглый стол «Современная ситуация в образовании преемственность между детским садом и школой» (Московский департамент образования, Зеленоградское окружное управление, 10 09 2002);

    - научно-практическая конференция «Экология и культура приоритеты воспитания XXI века» (Государственный НИИ семьи и воспитания, 10 12 2002),

    - семинар «Проектная деятельность в начальной школе по теме «Планета -наш общий дом» (Государственный НИИ семьи и воспитания, 29.01 2003),

    - ярмарка инновационных идей «Аюуальные проблемы в современном воспитании личности» (Юго-западное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы, 12 03 2003),

    - творческие семинары, научные сессии и научно-практические конференции (Государственный НИИ семьи и воспитания, 2002,2003,2004,2005,2006 гт.)

    В период 2002-2006 гт. научно-исследовательская деятельность по проблеме диссертации проводилась на базе сетевой городской экспериментальной площадки - Государственное образовательное учреждение «Начальная школа - детский сад» № 1654 Юго-западного административного округа г. Москвы, где внедрены основные результаты исследования

    Часть научных разработок, внедряемых в практику, были выполнены в рамках темы «Моделирование процесса воспитания экологической культуры у детей и подростков в условиях модернизации образования» (№ государственной регистрации 01200301795) Комплексной программы Российской академии образования «Воспитание как социальный феномен состояние и перспективы развития» (2002-2006 гт) Они используются в теоретической и практической работе в системе общего и профессионального образования России

    Структура диссертации

    Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений

    Во введении обоснована актуальность избранной темы, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования, охаракге-

    ризованы его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту

    В первой главе «Теоретические предпосылки формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности» рассматривается содержание понятия «экологическая культура личности», которое конкретизируется применительно к детям дошкольного и младшего школьного возраста; раскрывается сущность понятия преемственности в обучении и воспитании и дается характеристика наличного программно-содержательного обеспечения экологического образования и воспитания дошкольников и учащихся начальной школы в аспекте преемственности, выявляются проблемы, препятствующие непрерывному и последовательному формированию экологической культуры детей при переходе с дошкольной на начальную ступень школьного образования, теоретически обосновывается модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей в условиях комплексного образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад»

    Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию экологической культуры детей в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад» представлено программно-методическое и организационно-педагогическое сопровождение функционирования модели формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад», реализованное в авторской программе «Первый эко-шаг», изложены содержание, методика и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию экологической культуры детей в условиях образовательного учреждения «Начальная школа-детский сад» в соответствии с разработанными моделью и ее программно-методическим и организационно-педагогическим сопровождением, сформулированы методические рекомендации в адрес педагогов дошкольных учреждений и начальных школ.

    В заключении охарактеризована выполненная работа в целом и сделаны выводы по итогам диссертационного исследования

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

    Взаимодействие человека и природы постоянно, с древнейших времен, является одной из актуальных и тревожных проблем, в решении которой общество пришло к необходимости формирования экологической культуры подрастающих поколений.

    Важнейшую роль в формировании экологической культуры играет воспитание как целенаправленный процесс социализации, предполагающий преобразование стихийно складывающихся отношений детей с природой в сознательно и планомерно развивающееся взаимодействие с ней

    Формирование экологической культуры опирается на принципиальное положение - единство познавательной и практической деятельности по изучению, улучшению и преобразованию природы Значение природы в воспитании гуманных чувств ребенка подчеркивали Ж -Ж Руссо, И Г. Песталоцци, Ф А В. Дистервег. Идеи К Д Ушинского о воспитательной ценности общения ребенка с природой развивали и обогащали А Я Герд, А П Павлов, Б Е Райков и другие философы, педагоги, психологи.

    В философских и педагогических исследованиях экологическая культура рассматривается как одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой в регулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность (В И. Вернадский, И Д Зверев, Н Н. Моисеев и др.).

    В широком смысле экологическая культура представляет собой новое содержание общечеловеческой культуры. Ее базис составляют универсальные смысловые и духовные ценности, идея их сохранения, экологический и нравственный императивы В узком смысле она выступает как экологическая культура отдельного человека и может быть представлена как система, состоящая из ряда взаимосвязанных компонентов образовательного (знания о природе, специальные экологические знания, усвоенные нормы и правила взаимодействия с окружающей природной средой), эмогрюнальйо-ценностного (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственно-встевого (ответственность и способность к самоограничению), деятельностного (навыки экологически мотивированного поведения, природоохранной деятельности), которые в совокупности определяют характер его функционирования в социоприродном пространстве

    Экологическая культура дошкольника и младшего школьника рассматривается в диссертации как динамическое образование, то есть не только как результат образовательно-воспитательной работы, но и как процесс развития и обогащения каждого из ее компонентов, восхождения на новый уровень, когда в соответствии со своими психовозрастными особенностями и возможностями ребенок поступательно продвигается от элементарных экологических представлений, положительного эмоционально-чувственного восприятия природы отдельных экологически ценных поступков к системе научных знаний, осмысленному ценностно-ориентированному отношению к природе и ответственному, экологически мотивированному поведению

    В последние годы (с 1992 г.) в связи с переходом школ на обучение детей с шестилетнего возраста и намечающейся тенденцией к переходу на еще более раннее обучение проблемы осуществления интегрированного образования, преемственности между-дошкольной и начальной школьной ступенями стоят наиболее остро Успех в воспитании и обучении детей, в том числе и в формировании экологической культуры, зависит от внутренней связи между

    этими этапами Проблема преемственности тесно связана с проблемой перспективности, так как их взаимная связь предполагает ясное понимание того, что нового появляется на каждом этапе обучения и воспитания

    Проблема преемственности дошкольной и начальной ступени развития ребенка всегда привлекала внимание психологов и педагогов В практике педагогической деятельности преемственность дошкольного образования и начальной школы рассматривается с позиций обеспечения последовательности в содержании и методах обучения и воспитания детей

    В отечественной педагогике преемственность определяется как один из общедидактических принципов, тесно связанный с другими принципами научности, систематичности, последовательности, прочности и др Она представляет собой систему связей (межэтапных, межпредметных, межцикловых), образующих единство разноуровневых образовательных учреждений в достижении конкретных целей образовательного процесса и его непрерывности

    Преемственность формирования экологической культуры состоит в установлении необходимой связи между содержанием и формами экологического воспитания и обучения на разных ступенях образования (дошкольной и начальной) Понятия, отношения, закономерности, необходимые для формирования основ экологической культуры, располагаются в последовательности, обеспечивающей развертывание содержания этого процесса с опорой на полученные ранее знания, отношения, опыт Преемственность в данном случае рассматривается нами как такая опора на пройденное, такое использование и дальнейшее развитие у детей знаний, умений и навыков, при которых создаются разнообразные связи, раскрываются новые идеи, взаимодействуют старые и новые экологические знания, в результате чего появляются интересы, потребности в новых отношениях с природой Это, прежде всего, требует определения, что нужно формировать на дошкольной ступени, и как это должно учитываться на начальной ступени школьного обучения, дополняться, переводиться на более высокий уровень сложности, углубляться, не повторяясь, а продолжаясь и развиваясь

    Формирование экологической культуры - комплексная проблема, включающая в себя многие аспекты, важнейшими из которых являются программно-содержательное обеспечение образовательно-воспитательного процесса, подготовка педагогических кадров Начатая в 90-х годах XX века реформа российского образования одним из своих результатов предполагала, что воспитанию экологической культуры школьников будет способствовать реализация в образовательных учреждениях государственного компонента по экологии В дошкольные образовательные учреждения были введены систематические, регулярные занятия -комплекс различных организационных форм обучения и воспитания, в том числе и по формированию основ экологической культуры личности Эта работа затем продолжается и в начальной школе Однако на практике в детских садах экологическое воспитание осуществляется, можно сказать, автономно, вне перспективы его

    продолжения на следующей образовательной ступени, а в начальной школе формирование экологической культуры деггей начинается практически заново, без учета достигнутого на предшествующей ступени

    С позиции преемственности в ходе исследования был осуществлен анализ отечественных комплексных и парциальных (посвященных экологическому воспитанию) программ для дошкольных образовательных учреждений и начальной школы, условно разделенных натри группы экологической (в основном, биоэкологической), эстетико-экологической и социально-экологической направленности

    Как показало исследование, в программах первой группы акцентируется внимание на вопросах классической экологии (ознакомление детей с некоторыми взаимосвязями живых объектов и окружающей среды, экосистемами и т п) К этой группе можно отнести программы С.Н Николаевой «Юный эколог», Н А Рыжовой «Наш дом - природа», Н Н Кондратьевой «Мы Азбука экологии», ЖЛ Васякиной-Новиковой «Паутинка», Т.В. Шпотовой «Цветовая экология» для детей 6 лет, А Е Королевой «Экологическая дорожка» и ряд других программ

    Программы второй группы направлены на эстетическое и нравственное воспитание детей, вопросы собственно экологического воспитания отходят на второй план. Объекты природы рассматриваются с позиций «стихий» (земля, воздух, вода, огонь) Ряд этих программ опираются на идеи Н К Рериха К данной группе, прежде всего, можно отнести программы В И Ашикова, С Г. Ашиковой «Семицветик» (культурно-экологическая), И Г. Белавиной, Н Г. Найденской «Планета - наш дом»; Т А. Копцевой «Природа и художник», Т.И. Поповой «Мир вокруг нас»

    В содержании программ третьей группы преобладает комплекс вопросов социальной направленности (социальной экологии, экономики, валеологии и т. п ) Это, например, программы Н Н Вересова «Мы - земляне», Т В Потаповой «Детский сад XXI века» (второй вариант названия - «Надежда»), Л.М Кпариной «Экономика и экология».

    Анализ программно-содержательного обеспечения формирования экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста показал, что при всех несомненных достоинствах рассмотренных программ они не способны в должной мере обеспечить преемственность перехода детей с дошкольной на начальную школьную ступень образования и, в частности, не могут удовлетворить потребности интегрированного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад», так как не рассчитаны на использование в единой системе дошкольного и начального школьного образования

    Систематизация полученных в ходе исследования результатов позволила сделать вывод о наиболее значимых проблемах, имеющих место в современной педагогической практике формирования экологической культуры детей, отчасти обусловленных ее наличным программно-содержательным обеспечением-

    - односторонность традиционные технологические приемы, используемые в детских садах, сводятся лишь к ознакомлению детей с природой, что, безусловно, важно, но недостаточно, процесс формирования экологической культуры в начальной школе зачастую ограничивается включением определенных экологических вопросов в курсы природоведения, ознакомления с окружающим миром, ОБЖ, недооценивается роль игры - ведущего вида деятельности дошкольников и младших школьников, переоценивается роль «школьно-урочных» методов обучения;

    - рассогласованность закрытость, автономность воспитательных усилий институтов формирования экологической культуры детей (семьи, детского сада, школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений),

    - знаниецентризм. в дошкольных учреждениях знания преподносятся воспитателями (педагогами и родителями) в виде «готовых рецептов», не принимается во внимание необходимость накопления позитивного природоведческого опыта ребенка через активную, совместную со взрослыми экологическую деятельность; проводимые в начальной школе учебные экологические занятия ориентированы только на детей в классическом классно-урочном варианте, формы их проведения регламентированы, занятия направлены преимущественно на получение природоведческих знаний,

    - дискретность отсутствует преемственность в передаче основных знаний, умений, навыков в формировании созидательного отношения к природе при переходе детей с дошкольной на начальную ступень образования в дошкольных учреждениях не организована систематическая, регулярная экологическая работа детей, родителей, педагогов, в начальной школе формирование природоведческих, природоохранных знаний осуществляется без учета предыдущего опыта ребенка

    Потребности практики и науки выдвинули задачу разработки такой модели формирования экологической культуры детей, в которой будут согласованы цели и содержание образовательно-воспитательной деятельности на дошкольной и школьной ступенях образования Наиболее оптимально это сочетание цели и содержания может быть реализовано в условиях комплексного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад», где формирование экологической культуры учащихся соподчинено с непрерывным процессом становления

    - личности ребенка как социально инициативного созидателя и ответственного преобразователя природы,

    - семьи как носителя экологических ценностей и ответственного экологического поведения,

    - педагога как посредника между экологическим воспитанием в семье и школе, организатора жизнедеятельности, обеспечивающей экологическую целостность воспитательного процесса

    На основе данных положений нами была разработана модель формирования на основе преемственности экологической культуры детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовательном учреждении «Начальная школа - детский сад». Она представляет собой структуру, отражающую внутренние, существенные отношения объекта исследования: задачно-целевой блок, принципы, содержание (инвариантная и вариативная части, уровни и компоненты содержания учебно-воспитательного процесса), технологии, планируемые результаты, условия и критерии эффективности процесса формирования экологической культуры детей

    Целью формирования экологической культуры является организация взаимосвязанной познавательной и практической деятельности детей, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком Формирование экологической культуры предполагает решение следующих задач

    обучающих - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и путях их разрешения, развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности,

    воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни,

    развивающих - развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды, интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности) и креативного (творческие способности) компонентов структуры личности

    Разработанные принципы являются основополагающими идеями формирования экологической культуры, отражающими уровень развития каждого субъекта, его потребностей и требований к достигнутым результатам. Формирование экологической культуры в семье, детском саду, школе, во внеурочной деятельности может обладать определенным воспитательным потенциалом при соблюдении следующих основных принципов

    - индивидуализации - ориентации на возрастные и индивидуальные особенности личностного развития, формирование природоведческих и природоохранных навыков, самостоятельности и заинтересованности в накоплении позитивного социокультурного опыта экологической деятельности Реализация этого принципа в модели происходит через предоставление каждому ребенку права выбора им вида экологической деятельности (экопроекты);

    - комплексности - одновременного воздействия на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы психики ребенка через осознание экологических взаимосвязей между объектами и явлениями окружающего мира. Приобретенные на занятиях и уроках по природоведению и экологии знания, умения и навыки ис-

    пользуются в конкретной природоведческой и природоохранной деятельности, в творчестве и созидании,

    - целесообразности - организации педагогически целесообразной микросреды дошкольника — младшего школьника с запланированным воспитательным эффектом, систематичности и непрерывности экологического воспитания, сочетания мер непосредственных и опосредованных воспитательных воздействий Меры реализации принципа осуществление родительского всеобуча, формирование семейных и учрежденческих экологических традиций, учет и использование воспитательного потенциала школьных предметов для формирования экологической культуры детей

    Модель формирования экологической культуры включает две составляющие содержания учебно-воспитательной работы

    1) инвариантная часть (ядро) - опыт познавательной, репродуктивной, креативной и коммуникативной деятельности, обеспечивающей приобщение детей к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирование личностных качеств, соответствующих общественным идеалам в русле отечественных культурных традиций и характеризующих экологическую культуру личности,

    2) вариативная часть, обеспечивающая индивидуальный характер развития познавательной экологической деятельности, учитывающая личностные и возрастные особенности, интересы и склонности

    Одной из идей, реализуемых в модели, является признание возможности наращивания и поэтапного освоения опыта позитивного взаимодействия детей с природной средой На основе приобретенного опыта взрослыми (педагогами, родителями) формулируется идея, которая сначала принимается ребенком, а затем становится убеждением, частью мировоззрения

    Формирование и развитие экологической культуры у детей в детском саду и начальной школе предполагает несколько ступеней

    Первая ступень формирования экологической культуры - отношение к себе У детей на этой ступени развиваются гигиенические навыки, закладываются начальные азы культуры поведения (ЭКО-Я) Получает развитие познавательная сфера, повышающая экологическую грамотность ребенка.

    На второй ступени формируется отношение к ближайшему окружению На этой ступени развивается умение сотрудничать, терпимость к сверстникам, друзьям (Я - часть социума, ЭКО-МЫ) Получает развитие эмоциональная сфера, обогащающая чувствительность ребенка.

    Третья ступень предполагает формирование отношения к природе На этой ступени развиваются любознательность, понимание красоты природы, усваиваются нормы поведения в природе (Я - часть природы) Получает развитие деятельностиая сфера, стимулирующая экологическую активность

    В предложенной нами модели обоснованы три уровня содержания процесса формирования экологической культуры у детей дошкольного и младшего школь-

    ного возраста мотивационно-познавательный (формирование мотивации к экологической деятельности, освоение широкого круга экологических знаний), коммуникативно-креативный (развитие творческих способностей, нравственных отношений в процессе работы над эко-проектом), операционно-деятельностный (формирование частных умений, необходимых, чтобы выполнять экологические задания, а также общих эколого-трудовых умений, приобретение практических знаний для создания и реализации собственных экопроектов)

    Например, каждый ребенок дошкольного возраста ухаживает за посаженным вместе с родителями и педагогом цветком на пришкольном участке Это процесс, при котором ребенок получает начальные знания о выбранном цветке и особенностях ухода за ним, играя в садовода, создавая рисунки, фотографии, литературные произведения (познавательная сфера), работает в команде сверстников и старших (педагогов, родителей) (эмоциональная сфера), выполняет определенные действия (прополка, поливка и др ) (деятельностная сфера) В начальной школе эта работа продолжается, но уже с учетом взросления ребенка, его предыдущих знаний и умений, достигнутых им результатов

    Мотивационно-познавательный уровень содержания процесса формирования культуры в дошкольном возрасте предполагает мотивирование ребенка на получение начальных знаний о здоровье человека и природной среде его обитания; о восстановлении и предотвращении ущерба, нанесенного природе В школе ребенок получает начальные знания о происхождении, эволюции и организации природных систем как объектов использования и охраны, углубляет понятие экологического ущерба природе, уясняет сущность целей, идеалов, идей, характеризующих человека и природу как универсальные ценности Все эти знания представлены в доступном, адаптированном к возрастным особенностям обучающихся виде

    Коммуникативно-креативный уровень предусматривает формирование в группе сверстников нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, развитие через взаимодействие с природой творчества, инициативности, активности

    Операционно-деятельностный уровень предусматривает созидательную экологическую деятельность учащихся самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей; исследовательская и опытная работа позволяют получить результаты, закрепляющие полученные знания и имеющие личностно значимый смысл.

    В диссертации обоснованы основные линии преемственности между детским садом и начальной школой, раскрыто их содержательное наполнение

    • Создание условий для проявления детьми инициативности в познавательной и природоохранной деятельности, способствующей эмоциональной отзывчивости к природным объектам

    • Формирование потребности в природоохранной деятельности, в заботе о природных объектах

    • Осознание человека как части природы, творца и созидателя, овладение прикладными знаниями и практическими умениями изучения и оценки состояния окружающей среды

    • Развитие устойчивого интереса к объектам природы, умения наблюдать, выделять специфические особенности природных объектов

    • Обеспечение динамики в системе отношений от персонифицированного отношения к осознанию природы как самостоятельной ценности

    • Интеграция различных видов детского творчества в систематической созидательной экологической деятельности совместно со взрослыми, наблюдение, экспериментирование, игры, рисование, пение, танцы, придумывание сказок и проектов экологического содержания

    Систематизация многообразных методик и приемов формирования экологической культуры, в совокупности составляющих технологический блок модели, позволила классифицировать их по двум группам- традиционные - технологические средства, которые в наибольшей степени отвечают познавательным задачам игровые занятия и опыты в детском саду, учебные и лабораторные занятия в начальной школе и т д,

    - интерактивные - технологические средства, которые позволяют использовать полученные знания в групповом взаимодействии с практическим результатом экологические игры, экологические театрализованные постановки, экологическая тропа, практикумы, тренинги и др Данные средства позволяют сократить разрыв между базовым и дополнительным экологическим образованием и перейти к педагогике развития, расширяя общий кругозор, жизненный опыт и эмоциональный мир ребенка

    Реализовать воспитательный потенциал отобранного в соответствии с целью, задачами и принципами содержания учебно-воспитательного процесса формирования экологической культуры дошкольников и младших школьников, обеспечив при этом преемственность между дошкольной и начальной школьной ступенями образования, возможно при создании отраженных в модели условий и механизмов- постепенное накопление и приращение экологических знаний и опыта взаимодействия с окружающей средой (от элементарных знаний и навыков поведения к их научному осмыслению в соответствии с учебными планами и стандартами для начальной школы),

    - формирование целостной картины мира, в которой и человек, и окружающая его природная и социальная среда воспринимаются в тесной взаимосвязи друг с другом,

    - создание в образовательном учреждении среды, культивирующей экологические духовно-нравственные ценности (доброта, самоограничение, созидание),

    развитие эмоционально-ценностного отношения к природному и социальному окружению;

    включение детей в посильную для них экологическую деятельность, способствующую переводу экокультурных ценностей в личностно-значимые на всех возрастных этапах и уровнях развития,

    использование развивающих технологий, продвигающих детей в освоении культурных норм взаимодействия с окружающей средой

    Общим критерием сформированное™ экологической культуры ребенка является опыт экологически ориентированного взаимодействия с окружающим миром, который можно представить структурно, как опыт познавательной экологической деятельности (усвоение знаний, норм, правил), опыт эмоционально-ценностного отношения к природе (отношение к природе как к универсальной ценности); опыт ответственного, экологически мотивированного поведения и продуктивной экологической деятельности

    В качестве программно-методическог

    Просмотров: 601 | Добавил: theturer | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Конструктор сайтовuCoz