Паспорт проектной работыАвтор проекта: старший воспитатель МДОУ № 147 г. Иркутска
Гусева Марина Петровна Направленность развития педагогов: художественно-эстетическое развитие.
Участники проекта: педагоги, родители, дети.
Характер проекта по комплексности: монопроект.
Тип проекта по характеру результата: практико-ориентированный.
Тип проекта по форме проведения: методическая работа.
Тип проекта по продолжительности: долгосрочный.
Цель методической работы – включение педагогов ДОУ в процесс проектирования и реализации модели художественно-эстетической развивающей среды
, обеспечивающей эффективное развитие ребенка как творческой личности.
Пояснительная записка^ ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙРАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯНет такой стороны воспитания, на которую
обстановка не оказывала бы влияния,
нет способности, которая не находилась бы
в прямой зависимости от непосредственно
окружающего ребёнка конкретного мира…
Тот, кому удастся создать такую обстановку,
облегчит свой труд в высшей степени.
Среди неё ребёнок будет жить – развиваться
собственной самодовлеющей жизнью,
его духовный рост будет совершаться
из самого себя, от природы…
Е.И. Тихеева
Для эффективного функционирования в сложном современном мире человеку важно не просто адаптироваться к среде и усвоить социальные роли и правила, необходимо постичь науку создавать нечто новое, преобразуя себя и окружающий мир. Творческая личность – это деятельностный субъект, целостно реализующий и развивающий свои способности, потребности, интересы в различных формах социальной активности, направленной на созидание индивидуально-неповторимых, социально-значимых материальных и духовных ценностей (Г.С. Батищев, Н.А. Бердяев, К.Н. Вентцель, Г.Д. Глейзер, С.С. Гольдентрихт, Э.Н. Гусинский, М.В. Недельская, А.Н. Красин, Н.Б. Крылова, Ю.И. Турчанинова и др.). Только творческая личность способна к созиданию и может реально влиять на происходящие в мире процессы, направлять и изменять их.
Способность к творчеству в современной системе образования рассматривается как важный компонент в воспитании человека нового поколения. (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский, Л.П. Буева, Е.И. Исаев А.К. Осницкий, В.И. Слободчиков и др.). Через творческую деятельность ребенок показывает свое понимание окружающего, свое отношение к нему. Это может помочь взрослому раскрыть внутренний мир ребенка, особенности его восприятия, представлений, интересов и способностей. В своем художественном творчестве ребенок активно открывает что-то новое для себя, а для окружающих – новое о себе. Через созданный творческий объект и, реализуемые в нем ценности, взгляды, идеи, уже начинающие складываться позиции, ребенок обращается к сверстникам, родителям, педагогам, обществу, окружающему миру.
Развитие ребенка как творческой личности должно осуществляется ежесекундно, на занятиях, праздниках, прогулках, в игре и быту. Для нас важно, чтобы среда ДОУ смогла обеспечить эффективное креативное развитие дошкольника и максимальную реализацию тех возможностей ребенка, которые формируются и проявляются в специфически «творческих» видах деятельности дошкольников.
К сожалению, в нашем дошкольном учреждении не была должным образом создана художественно-эстетическая развивающая среда, способная стать действенным средством развития ребенка как творческой личности. Анализ существующей в ДОУ с позиций оценки условий для творческого развития личности дошкольника показал следующее.
1. Организованные в ДОУ пространства групповых комнат, созданные за счет мебели и игрового оборудования, не вызывает у детей новых впечатлений, не создают условий для развития воображения, фантазии, желания играть; в них нет элемента неожиданности: всё знакомо с первого дня посещения и остаётся неизменным в течение всего учебного года, а порой и всего времени пребывания ребенка в ДОУ. Пространство групповой комнаты настолько однозначно, что полностью исключает возможности выбора пути для самостоятельного творческого развития, не даёт достаточной информации для развертывания познавательного и творческого процессов.
2. Кроме того, пространства групповых комнат, организованные таким образом, создаёт у ребёнка ощущение постоянного присутствия большого количества детей. В представлении ребёнка это связывается не только с положительными эмоциями (возможность общения с другими детьми и включения в коллективную творческую деятельность), но и создаёт внутреннюю напряжённость, которая мешает раскрытию творческого потенциала личности. Таким образом, единые нерасчленённые пространства групповых комнат, рассчитанные на одновременное, длительное пребывание большого количества детей, не отмечают основным пространственным и творческим потребностям детей, не учитывают сложную социально-психологическую структуру личности дошкольника и детского коллектива, особенности их развития.
Можно зафиксировать два противоречия (разрыва) в положении дел, касающихся проектирования художественно-эстетической развивающей среды в нашем дошкольном образовательном учреждении:
– пониманием необходимости создания художественно-эстетической развивающей среды дошкольного учреждения и незработанностью в должной степени механизма осуществления данного процесса в ДОУ;
– между нормативными требованиями к организации предметно-пространственного компонента среды дошкольного образовательного учреждения в виде устаревшего по сути СанПиНа и педагогической целесообразностью, как она понимается в современной науке;
– между существующими современными психолого-педагогическими требованиями к организации развивающей среды и реальными возможностями конкретного дошкольного образовательного учреждения.
Перед педагогическим коллективом встал вопрос: каким образом можно разрешить эти противоречия, изменить сложившееся положение, мешающее созданию оптимальной современной художественно-эстетической развивающей среды в дошкольном учреждении?
Для разрешения обозначенных противоречий, на наш взгляд, необходимо было организовать
инновационную деятельность ДОУ, связанную с разработкой и реализацией
модели художественно-эстетической развивающей среды, обеспечивающей эффективное развитие ребенка как творческой личности.
Художественно-эстетическая развивающая среда призвана реализовать процесс дошкольного образования, который определен нами как развивающий, вариативный, гуманистический, личностно ориентированный. Она направлена на развитие творческих способностей каждого индивида и эффективное вхождение его в это общество как личности, способной участвовать в творческих преобразованиях окружающего мира. Этот процесс противопоставляется нами «манипулятивной» педагогике, где ребенок выступает как объект процессов обучения и воспитания, а не как личность (субъект) со своими индивидуальными особенностями.
Основное направление инновационной деятельности – построение гибкой организационно-управленческой структуры, позволяющей провести реконструкцию художественно-эстетической развивающей среды ДОУ.
Цель методической работы – включение педагогов ДОУ в процесс проектирования и реализации
модели художественно-эстетической развивающей среды, обеспечивающей эффективное развитие ребенка как творческой личности
Задачи, обеспечивающие реализацию цели.
1. Организация продуктивного творческого взаимодействия между субъектами образовательного процесса для создания и реализации модели художественно-эстетической развивающей среды ДОУ, обеспечивающей условия для естественного творческого развития и саморазвития ребенка, его становления как творческой личности.
2. Обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса ДОУ:
– включение в программы по художественно-эстетическим видам деятельности регионального компонента;
расширение спектра авторских обучающих программ и программ дополнительного образования, имеющих эстетическую направленность;
разработка методических рекомендаций, методических и учебно-методических пособий, обеспечивающих эффективность реализации программы развития и др.
3. Создание авторских проектов (программ) по ее реализации на основе включения субъектов образовательного процесса в систему педагогического проектирования.
Методическая работа по реализации поставленных задач была разделена на четыре этапа.
1 этап – теоретический:
– осознание идеи, осмысление современных теоретических концепций, подходов к развивающей среде ДОУ;
– диагностика имеющейся художественно-эстетической среды ДОУ;
– изучение лучших образцов педагогического опыта.
2 этап – методический:
– построение гибкой организационно-управленческой структуры, обеспечивающей продуктивное творческое взаимодействие между субъектами образовательного процесса для создания и реализации модели художественно-эстетической развивающей среды ДОУ;
– разработка модели художественно-эстетической развивающей среды ДОУ, обеспечивающей условия для естественного творческого развития и саморазвития ребенка, его становления как творческой личности;
– обновление программно-методического обеспечения образовательного процесса ДОУ: включение в программы по художественно-эстетическим видам деятельности регионального компонента, расширение спектра авторских обучающих программ и программ дополнительного образования, имеющих эстетическую направленность, разработка методических рекомендаций, методических и учебно-методических пособий, обеспечивающих эффективность реализации программы развития и др.;
– создание авторских проектов (программ) по реализации модели художественно-эстетической развивающей среды ДОУ.
3 этап – практический: реализация модели художественно-эстетической развивающей среды в условиях МДОУ № 147 г. Иркутска:
расширение и интеграцию содержания и разных видов художественно-эстетической деятельности;
включение детей в личностно-значимую и социально-значимую творческую деятельность;
– организацию образовательного процесса в контексте теории активно действующего субъекта, обеспечивающего приобретение детьми опыта продуктивного творческого взаимодействия
– переструктурирование, функциональное изменение, эстетическое продумывание пространств групповых комнат.
4 этап – аналитический: выявление результативности работы, анализ наиболее типичных затруднений и способов их устранения.
Таблица 1
^ Этапы методической работыЭтапыСодержание методической работыМетодические эффекты 1 этап
Цель: сбор информации об условиях создания художественно-эстетической развивающей среды в группах.
Анализ и изучение современной психолого-педагогической литературы, раскрывающей теоретико-практические подходы по созданию художественно-эстетической развивающей среды в ДОУ (групповых пространствах) – библиотечно-методический и Интернет поиск.
Самообразование педагогов.
^ Научно-методический семинар: «Теоретические основы создания художественно-эстетической развивающей среды»
Формирование понятийного аппарата и осознание значения данной проблемы.
Консультация (метод проблемного изложения) «Основные подходы к созданию развивающей среды в ДОУ»
Углубление представлений о понятии «развивающая среда», о воспитательных и обучающих возможностях среды.
^ Открытый микрофон «Какой быть предметно-развивающей среде ДОУ?» (использование метода «свободное выражение функций»).
Поиск «идеального результата» в построении художественно-эстетической развивающей среды. Исходя из многофункциональности среды – поиск решения проблемы.
^ Оформление информационно-методического стенда «Художественно-эстетическая развивающая среда: инструкция по применению» (с методическими рекомендациями, практическими советами по созданию художественно-эстетической среды).
Сбор информации и первичный анализ хода работы
^ Интеллектуальный аукцион «Инновационный компонент предметно-развивающей среды»
Демонстрация имеющихся знаний о применении новых идей для создания художественно-эстетической среды.
Консультация с запланированными ошибками «Влияние предметно-развивающей среды на обучение дошкольников»
Привлечение внимания педагогов к наиболее сложным аспектам излагаемой темы, побудить размышлять, анализировать
^ Круглый стол «Использование интересов и потребностей ребёнка в создании художественно-эстетической развивающей среды»
Коллективное обсуждение проблемы, формирование творческого мышления педагогов.
^ Открытый микрофон «Совместная художественно-творческая деятельность педагогов и родителей, как одно из средств создания художественно-эстетической развивающей среды»
Обсуждение проблемы создания художественно-эстетической среды, уточнение наиболее сложных вопросов.
^ Деловая игра «Создание условий для развития способностей ребенка к самостоятельной творческой деятельности»
Повышение интереса к проблеме, поиск новых путей решения.
Диагностика имеющейся художественно-эстетической среды ДОУ
Выявление положительных и отрицательных параметров художественно-эстетической среды ДОУ
2 этап
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателей, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по созданию художественно-эстетической развивающей среды
Постоянно действующий
семинар для молодых и вновь поступающих в ДОУ педагогов по теме «Создание художественно-эстетической развивающей среды дошкольного учреждения»
Обмен информацией, внедрение полученных знаний в практическую работу педагогов.
^ Тематическая подборка и картотека научной, научно-популярной, методической литературы.
Обновление программно-методического обеспечения.
Педсоветы:
«Творческий потенциал педагогов – важнейшее условие создания художественно-эстетической развивающей среды»;
«Оптимизация педагогического процесса с целью создания художественно-эстетической развивающей среды»
«Совершенствование системы работы по созданию художественно-эстетической развивающей среды».
Определение новых подходов для решения проблемы по созданию художественно-эстетической развивающей среды, выявления положительного опыта работы.
Консультация «Психическое здоровье воспитателя – залог успешности творческой педагогической деятельности»
Мотивирование педагогов на творческую самореализацию.
^ Деловая игра «Художественная продуманность оформления групповой комнаты»
Формирование и тренировка практических умений и навыков педагогов.
Практикум «Эстетическая организованность предметного окружения»
Повышение практической подготовки воспитателей.
^ Устный журнал «Интеграция художественно-эстетических видов деятельности дошкольников»
Оживление в памяти наиболее значимых вопросы.
^ Педагогический ринг «Ознакомление дошкольников с природой и искусством родного края – деятельность, способствующая развитию творческой активности и интеллектуальных качеств личности, общения, любознательности».
Уточнение и систематизация знаний по проблеме
^ Круглый стол «Совместная деятельность педагога и воспитанника залог творческого развития личности ребёнка»
Обеспечение взаимодействия по проблеме
^ Профессиональный диалог (на конкретном материале) «Художественно-эстетическая развивающая среда – поддержка индивидуального творческого развития ребенка».
Активное включение воспитателей в воспроизведение, закрепление материала.
^ Мозговая атака «Инновационный подход к художественно-эстетической развивающей среде нашего ДОУ»
Генерирование идей педагогов в сжатые сроки, анализ идей и выделение 1–2 идеи в качестве основы проекта. Разработка алгоритма построения предметно-развивающей среды в соответствии с проектом.
^ Создание творческих проектов, создание эскизов, макетов (мини группы) «Художественно-эстетическое пространство развития ребёнка».
Практическое применение приобретённых знаний
^ Презентация проектов. Обмен творческими идеями
3 этап.
Цель: включение педагогических работников в практическое решение проблемы создания художественно-эстетической развивающей среды ДОУ
^ Круглый стол «Организация художественно-эстетической развивающей среды в ДОУ» (использование метода «Перечень недостатков»)
Выделение особенностей организации развивающей среды в соответствии с целями и задачами комплексной программы. Составление полного развёрнутого перечня недостатков в организации предметно-развивающей среды.
^ Оформление информационно-методического стенда «Требования к организации предметно-развивающей среды»
Ориентация педагогов на современные подходы к образованию.
Практикум «Современное развивающее пространство в ДОУ»
Создание модели художественно-эстетической развивающей среды в группе.
Семинар-практикум: «Качество педагогической деятельности по созданию художественно-эстетической развивающей среды в группах» (обмен опытом).
Показ результатов педагогической деятельности и стимулирование профессионального творчества педагогов.
^ Деловая игра «Как сделать жизнь ребёнка в детском саду комфортной и интересной?»
Применение навыков и умений педагогов в разных видах художественно-эстетической деятельности
^ Научно-практический семинар: «Творческое развитие дошкольников в процессе создания дизайнерских вещей»
Вооружение воспитателей необходимыми педагогическими техниками и технологиями.
Мастер-классы:
«Использование солёного теста для создания эстетической среды в группе».
«Изготовление рамок для картин и детских рисунков».
«Изготовление масок и использование их в оформлении интерьера».
«Мини-идеи по созданию художественно-эстетической среды в группах».
«Праздник – лучшее время для дизайнера».
«Использование техники декупажа в оформлении интерьера»
Совершенствование профессионального мастерства педагогов, передача педагогического опыта, авторских находок.
^ Круглый стол «Привлечение детей к обновлению художественно-эстетической развивающей среды».
Приобретение опыта продуктивного творческого взаимодействия
Консультации: «Роль детского экспериментирования в художественно-эстетическом и творческом развитии дошкольников».
«Что такое детский дизайн?»
«Ребёнок в домашнем интерьере»
«Как красиво составить и долго сохранить букет»
Поиск разнообразных подходов к развитию индивидуальных способностей ребёнка.
Семинар «Аранжировки из природного и бросового материала»
Оказание помощи воспитателям в умении создавать оригинальные аранжировки из природных материалов, используя их для украшения групповых комнат
4 этап.
Цель: выявление и коррекция состояния и результатов работы по созданию художественно-эстетической развивающей среды
^ Тематический контроль.
Состояние работы дошкольного образовательного учреждения по созданию художественно-эстетической развивающей среды в группах.
Заполнение аналитической карты.
Смотр-конкурс уголков творчества в группах.
Демонстрация и оценка творческих достижений педагогов.
Конкурсы в течение года с привлечением родителей:
«Осенняя фантазия» (поделки из природного материала),
«Плоскостные поделки из природного материала»,
«Картина из теста»,
«Новогодняя игрушка»,
«Ярмарка поделок»,
«Уголок природы в группе»,
«Зимний сад на окне»,
«Новогодняя Экибанэ».
Демонстрация профессиональных знаний, умений, навыков, педагогической эрудиции.
Совместная деятельность, построенная по системе «педагоги – дети – родители – социум».
Смотр-конкурс художественно-эстетической развивающей среды в группах
Оценка результатов путём сравнения своих достижении с другими.
Участие в конференции
Публикация материалов в сборнике
Практическая работа с педагогами показала, что преодоление стереотипности поведения является трудной задачей, которую нельзя решать традиционными (лекционные, семинарские) методами повышения профессионализма педагогов. Поэтому в своей методической работе по повышению профессиональной компетентности педагогов мы использовали разнообразные методические методы и формы, ориентированные на развитие «субъект-субъектных» способов общения и поведения, развитие творческого потенциала педагогов. Наиболее эффективными являются активные формы организации методического процесса: диалог, деловая игра, семинар-практикум, круглый стол, мастер класс, консультация и т.п. Высокий статус методов и форм активного обучения не случаен: обучение взрослых в процессе методической работы дошкольного образовательного учреждения должно не только информировать воспитателей, но также способствовать выявлению личностных, профессиональных ресурсов должностных и социальных ролей, выступать условием для формирования аналитико-рефлексивных способностей, а также самовыражения его личности в профессиональной деятельности.
В процессе инновационной деятельности коллективом ДОУ была разработана
модель художественно-эстетической развивающей среды ДОУ. Рассмотрим ее подробнее в совокупности обозначенных компонентов (пространственно-предметный, содержательный, коммуникативный, технологический), которые на наш взгляд, в наибольшей степени соответствует реализации определенной нами стратегии.
Пространственно-предметный компонент среды – пространственные условия и предметные средства, совокупность («пространство») которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов среды. Обеспечивает возможность необходимого для обучения, развития и социализации пространственных действий и который включает в себя архитектурные особенности образовательного учреждения и прилегающего к нему пространства, их предметную наполненность, интерьер, оборудование, особую атрибутику. Данный компонент предполагает:
– художественную продуманность оформления помещений дошкольного учреждения (эстетическое и функциональное сочетание в интерьере мебели, игрушек, произведений изобразительного искусства, детского творчества, природного окружения) и
– эстетическую организованность предметно-развивающего окружения детей в ДОУ (организованные в ДОУ архитектурно-ландшафтные и природно-экологичсские объекты, уголки изобразительного творчества, игровые и спортивные площадки и их оборудование; крупногабаритные, сомасштабные росту ребенка конструкторы (модули); тематические наборы игрушек, пособий; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения; наличие материалов для осуществления детьми той или иной творческой деятельности (изобразительной, художественно-речевой, музыкальной, театрализованной), как по их выбору, так и организуемой воспитателем).
2. Содержательный компонент среды направлен на обогащение и интегрирование содержания и форм художественно-эстетических видов деятельности детей. Обогащение и интегрирование являются важнейшими качественными характеристиками, определяемыми глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности.
Интеграция основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления творческой деятельности (эстетическое восприятие, образное мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности, а также память и внимание). Поэтому, на наш взгляд, в условиях дошкольного учреждения должна быть продумана взаимосвязь творчества с обучением, в процессе которого дети овладевают необходимыми для творчества знаниями, навыками и умениями; осуществление регионального подхода к отбору содержания изобразительной, музыкальной, игровой и других видов художественной деятельности, что означает, прежде всего, предпочтение ближайшего окружения, как природного, так и созданного человеком (включающего искусство и его творцов), знакомства с людьми, внесшими вклад в отечественную и мировую культуру и историю, учет местных традиций, включение в процесс познания характерного для региона народного искусства разных видов (музыкального, декоративно-прикладного и др.).
Обогащение предполагает качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или областями знаний.
Для педагога важно обогатить детей впечатлениями (об окружающей жизни, природе), познакомить с произведениями искусства (изобразительного, музыкального, литературного с архитектурой, народным искусством), организовать накопление эмоционально-интеллектуального опыта; дать возможность приобрести определенные знания о предметах и явлениях, овладеть навыками и умениями, освоить способы деятельности. Занятия необходимо планировать таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей их склонностям, потребностям и потенциальным возможностям.
С позиции реализации регионального компонента в содержании художественно-эстетических видов деятельности детей предполагается систематическое обогащение детей представлениями о природе родного края, в том числе через произведения сибирских авторов (писателей, художников, музыкантов). Воспитание любви к «малой родине» обеспечивает гуманизацию педагогического процесса, где происходит слияние информационной и эмоциональной сфер. Ознакомление дошкольников с природой и искусством родного края – деятельность, способствующая развитию творческой активности и интеллектуальных качеств личности, общения, любознательности.
Кроме того, обогащение программ по художественно-эстетическим видам деятельности должно быть связано и с обучением детей разнообразным приемам умственной работы, с формированием таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечить индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления познавательной информации.
3. Коммуникативный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия и соответствующие, присущие данному возрасту и типу культуры «формы детско-взрослой общности», а также способы взаимодействия между субъектами этих общностей. Он предполагает выстраивание взаимодействия между субъектами (воспитателями, детьми, родителями) образовательного процесса на основе субъект-субъектных отношений, позволяющих обеспечить процесс творческого развития личности и эффективность сотворчества
Чтобы эффективно организовывать процесс творческого развития детей необходимо организовать продуктивное педагогическое взаимодействие между субъектами образовательного процесса в системах отношений: «ребенок – воспитатель», «педагог – педагог», «ДОУ – родители». В основу такого взаимодействия положено правило «П.П.П.» – понять, принять, признать.
Для нас важно, чтобы взаимодействие между воспитателем и ребенком в основном осуществлялось не на функционально-ролевом уровне (его составляет прямой обмен информацией), а на личностно-ориентированном уровне. Для личностно-ориентированного уровня характерны духовная близость, эмоциональные связи и обоюдно субъективные позиции партнеров. Однако выстраивать взаимодействие на личностно-ориентированном уровне может только педагог, который соединяет в себе профессионализм с высшими принципами нравственности. Он обладает гуманистически ориентированным мировоззрением, что позволяет ему осмыслить человека (ребенка,) как уникальное явление природы и социума, признать приоритет его субъктивности в личностном становлении (Ю.В. Аннушкин, С.Л. Братченко, Г.Д. Глейзер, В.П. Зинченко, А.М. Новиков, Н.Н. Никитина, А.Б. Орлов, О.Л. Подлиняев и др.) и с этих позиций выстраивать профессионально-личностное взаимодействие с ним.
Одним из условий, способствующим эффективному эстетическому воспитанию детей, должно быть наличие единых требований взрослых к ребенку, без которых снижается эффективность воспитательного процесса, тормозится процесс развития творческих способностей. Однако, выработать единые требования к детям возможна только если между членами педагогического коллектива, а также между воспитателями родителями детей будет установлено эффективное деловое партнерство. Основой этого партнерства также является личностно-ориентированная модель взаимодействия.
Опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия позволит также эффективно осуществлять процесс сотворчества воспитателя с детьми и детей друг с другом, ведь художественное творчество нередко носит коллективный характер и требует определенных отношений его участников: согласование идей, замыслов, способов его реализации. Участники коллективного творчества объединены ведущим мотивом деятельности – стремлением создать выразительный, уникальный образ, адекватно отражающий мировосприятие авторов и вызывающий подобное отношение у зрителей.
4. Технологический компонент среды представляет реализацию личностно-деятельностного подхода в процессе организации различных художественно-эстетических видов деятельности, необходимых для воспитания, обучения и развития детей.
Личностно-деятельностный подход предполагает максимальное развитие индивидуальных творческих способностей личности через вовлечение в различные виды художественно-эстетической деятельности, которые могут организовываться на занятиях и в свободное время. Основными технологиями реализации личностно-деятельностного подхода, на наш взгляд, являются: проектная технология, технология проблемного обучения, игровые технологии, технология организации коллективного творческого дела, технология развивающего обучения и др. Они способствуют
– проблематизации творческой деятельности детей, создавая адекватные условия для развития способностей ребенка к самостоятельной творческой деятельности;
формированию у дошкольников адекватных способов коммуникации, обеспечивая ребенка логикой совместной творческой деятельности;
проживанию, переживанию ребенком ситуаций аналоговых взрослым ситуациям творческого роста и соответствующего обобщения их результатов, обеспечивая повышение уровня социально-личностного развития дошкольника;
– развитию способности к опосредствованному творческому отражению и преобразованию окружающего мира и себя.
– появлению деятельностно-активного отношения к миру, изменению внутренней позиции субъектов учебно-воспитательного процесса как созидателей, самостоятельно созидающих для других и для себя новый интеллектуальный или реальный продукт. Включенные в такой процесс дети и педагог становятся ответственными за его результат.
Данные технологии обладают свойством универсальности в условиях вариативной организации педагогического процесса, ориентированного на целостное развитие ребенка как субъекта разных видов деятельности и поведения.
Разработка и реализация модели художественно-эстетической развивающей среды ДОУ потребовала изменения в
структуре управления инновационной деятельностью образовательного учреждения.

Схема 1. Структура управления инновационной деятельностью ДОУ
При разработке данной структуры мы исходили из того, что старший воспитатель является организатором инновационной деятельности. Он определяет перспективу развития учреждения и чётко формулирует цель инновационной деятельности, осуществляет увязку инноваций с интересами коллектива. Подготовить коллектив к инновационной деятельности – это значит сформировать высокую коммуникативную компетентность. Такая компетентность складывается из умения адекватно передавать информацию, оценивать её реалистичность, способности налаживать конструктивный диалог с коллегами при искреннем уважении их личных особенностей.
Учитывая индивидуальные качества педагогов, их профессиональный уровень, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке старший воспитатель и члены педагогического коллектива выбирают менеджеров инновационных процессов. Это педагоги – передовики. Они постоянно занимаются самообразованием, пользуются авторитетом в коллективе, имеют соответствующий опыт и необходимые навыки работы с научной и методической литературой, первыми осуществляют практическую экспериментальную проверку инновации в своёй группе. Менеджеры формируют творческие группы педагогов, способных самостоятельно решать задачи развития ДОУ в инновационном режиме, способствуют созданию творческой атмосферы и объединению усилий всего педагогического коллектива по построению образовательного пространства, где каждый ощущает свою значимость. Приветствуется обсуждение, а не отрицание альтернативных взглядов на ту или иную проблему.
^ Творческие группы состоят из мини групп (проектные пары) – это воспитатели групп, реализаторы инноваций. (Большинство детских садов построено блочно и наш детский сад не исключение, поэтому в каждом блоке один воспитатель – менеджер руководит своей творческой группой – воспитателями групп в своём блоке – проектными парами). В творческих группах проходят открытые дискуссии по проблеме инновационной деятельности, где каждый высказывает собственную точку зрения, но решение принимается коллегиально. Таким образом, педагоги получают новые знания в результате осуществления позитивного взаимодействия с другими педагогами, которые тоже включены в инновационную деятельность.
В результате организованной в ДОУ инновационной деятельности разработанная система реконструкции художественно-эстетической развивающей среды ДОУ дала свои положительные результаты.
У педагогов отмечены следующие профессионально-личностные изменения, обеспечивающие
– формирование мировоззренческих установок, способствующих усвоению инновационного подхода, позиции педагогического поиска,
– совершенствование навыков сотрудничества с другими педагогами,
– развитие аналитических способностей, проектного педагогического мышления;
– развитие творческих способностей, «стирание» старого стереотипа своей деятельности;
– обогащение опыта сотрудничества с родителями по созданию художественно-эстетической развивающей среды в группах и ДОУ.
– развитие умений прогнозировать результат инновационной деятельности и осуществлять её рефлексию;
– развитие активности, самостоятельности и других волевых качеств, необходимых педагогу-новатору,
У
родителей появилась возможность:
– включения в процесс создания единого эстетического образовательного пространства в семье и детском саду,
– приобретение умений вырабатывать согласованные педагогически целесообразные требования к ребёнку с учётом его представлений, интересов и способностей и создавать условия для развития творческих способностей детей дома.
Детьми – проявлены индивидуальные творческие возможности;
– приобретен опыт совместной творческой деятельности (готовность вступать в творческое взаимодействие, умение сотрудничать при коллективном выполнении работ),
На данный момент в ДОУ создана и реализуется модель художественно-эстетической развивающей среды ДОУ, обеспечивающая условия для естественного творческого развития и саморазвития ребенка, его становления как творческой личности. Создана система организации консультативной методической поддержки в области создания художественно-эстетической развивающей среды. Проведены мастер-классы с родителями и педагогами нашего города, организован обмен опытом с другими детскими садами, разработан банк дидактических и методических материалов по созданию художественно-эстетической развивающей среды в ДОУ, проведены презентации дизайн-проектов, организованы конкурсы с привлечением к участию родителей, которые стали нашей традицией, проведены занятия художественно-эстетического цикла, работы наших детей участвуют в городских конкурсах, где получают призовые места. Но главное – художественно-эстетическая развивающая среда, созданная в ДОУ выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребёнка и развития личности педагога, она обогащает личностное развитие каждого субъекта образовательного процесса, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.
Список литературы
Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, поанирование, формы и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Белая К.Ю Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Сфера, 2005.
Биличенко Г.Г Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
Доронова Т.Н. Из ДОУ — в школу. Пособие для дошкольных образовательных учреждений (примерное тематическое планирование занятий) — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007
Доронова Т.Н. Об эстетике оформления групповых помещений / Ребёнок в детском саду, 1, 2004.
Дорохина Н.А. Социальное партнёрство дошкольного учреждения и родителей / Ребёнок в детском саду, 6, 2003.
Логинова Л., Дубовская Т. Дизайн-премьера / Обруч, 6, 2008.
Лялина Л.А. Дизайн пришёл в детский сад. / Методист дошкольного образовательного учреждения, выпуск 2, 2008.
Масагутова Р.А., Королёва Н.Н. Современное развивающей пространство в ДОУ. / Методист дошкольного образовательного учреждения, выпуск 2, 2008.
Микляева Н.В. Инновации в детском саду. М.: Айрис-пресс, 2008.
Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / авт. – сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2009.
Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. — СПб.: Питер, 2007
Полякова М.Н. Создание модели предметно-развивающей среды в ДОУ. – М., Центр педагогического образования, 2008.
Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – СПб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2007.
Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: 2003.
Сергеева В.П. Проектно-организаторская компетентность учителя в воспитательной деятельности. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
Честнова Н.Ю. Как обустроить детский сад? – Ростов н/Д: Феникс, 2007.