Меню сайта
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Февраль 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Воскресенье, 13.07.2025, 19:47

    Мой сайт


    Приветствую Вас Гость
    Главная » 2014 » Февраль » 14 » «Эколого-валеологический подход к обучению дете�
    21:20
    «Эколого-валеологический подход к обучению дете�

    «Эколого-валеологический подход к обучению детей дошкольного возраста»

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА – ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК»

    КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

    ПО ТЕМЕ:

    «ЭКОЛОГО – ВАЛЕОЛОГИЧНСКИЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Выполнила: воспитатель высшей категории

    Гонтарь Надежда Васильевна

    п. Буранный

    План работы.

    Введение

    Глава I Анализ теоретических положений о формировании экологического и валеологического образования детей в условиях детского сада.

    1.1 Понятие экологического сознания.

    1.2 Понятие здоровья и здорового образа жизни.

    1.3 Пути формирования эколого - валеологических ценностей у дошкольников.

    Заключение по 1 главе

    Глава II. Организация и методика работы с детьми по программе «Детство» «Мы».

    2.1. Разработка перспективного – планирования для старших дошкольников по занятиям.

    2.2. Дидактическая игры, исследовательская деятельность.

    2.3. Мини – проект: «Русская береза».

    2.4. Консультации для родителей.

    2.5. Праздники.

    2.6. Здоровье без лекарств.

    2.7. Разработка единых занятий по эколого-валеологическому образованию детей, на примере детского сада «Колосок».

    Заключение по 2 главе.

    Библиографический список

    Введение

    Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека именно в этот период начинается процесс социализации, происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, закладывается фундамент здоровья. Базой для реализации программы эколого-валеологического обучения является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.

    Предусматривается валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопозиции. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры и социальной защищенности дошкольника.

    Сложившаяся экономическая и социальная обстановка вызывает беспокойство у людей. Особую тревогу мы испытываем за самых маленьких. Задача воспитателя состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

    Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Главной задачей воспитателя является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности.

    Ребенок должен иметь представление о возможных травматических ситуациях, опасных для здоровья. Понимать, как обращаться с огнем, электроприборами, знать об элементарной помощи, знать отдельные правила уличного движения.

    Основные положения программы - полноценная реализация личностного потенциала ребенка, основанная на знаниях его психофизиологических особенностей и склонностей; нахождение оптимальных путей для формирования у ребенка положительного отношения к окружающему миру, главным образом к природе.

    Необходимость развития у детей положительного отношения к природе подтверждается и стратегической задачей ЮНЕСКО, которая формулируется следующим образом: «Формировать понимание взаимосвязи между человеком, обществом и природой в планетарном масштабе».

    Эколого-валеологическая программа направлена на развитие у дошкольников зачатков «планетарного мышления»: формирование разумного отношения к миру (в том числе к себе как жителю своей страны и планеты Земля, а также умения ребенка позитивно взаимодействовать с окружающим миром.

    Формирование у дошкольника понятия о себе как о жителе планеты Земля следует начинать с младшего дошкольного возраста, соблюдая принципы постепенного усложнения и расширения знания дошкольников о себе как о жителе Земли.

    Актуальность программы заключается в том, что экология - наука молодая и бурно развивающаяся. При этом окружающий мир постоянно изменяется и развивается, вследствие чего меняется наше отношение к нему, расширяется познание природы человеком, который овладевает новыми подходами во взаимодействии с окружающим миром. Наряду с этим совершенствуются методы и средства экологического воспитания, развития ребенка.

    Изменения, происходящие в окружающем мире, ставят человечество в ситуацию не просто проживания, а выживания на планете Земля. За последнее столетие человек вынужден изменить свое потребительское отношение к природе на позитивное взаимодействие с ней. Не случайно современные программы природоведческого цикла для начальной школы А. А. Плешакова предусматривают ознакомление учащихся с такими понятиями, как «экологическая пирамида», «цепь питания» и т. п.

    Программа эколого-валеологического обучения направлена на развитие у дошкольников положительного отношения к природе, учит их позитивно взаимодействовать с природными объектами. В этом она содействует преемственности детского сада и школы. Младшему школьнику будет легче разобраться в экологических терминах, если в дошкольном возрасте он получит представление о природе на основе систематизированных в программе взглядов о целостности и неделимости природы, взаимозависимости и взаимодействии, которые происходят внутри природного сообщества.

    Дошкольный возраст — это период, когда ребенок выражает свое отношение к окружающему миру с помощью эмоций и чувств. Поэтому мы предлагаем развивать чувственное восприятие ребенка с помощью таких качеств, как «экологическая эмпатия», «экологическая идентификация», «экологическая рефлексия». Данные качества направлены на развитие у дошкольника умения сочувствовать и сопереживать миру природы, что является неотъемлемым требованием современного цивилизованного общества.

    Итак, актуальность программы заключается в том, что она:

    учитывает современные подходы к экологическому образованию;

    помогает осуществлять принцип преемственности между детским

    садом и школой;

    способствует практической реализации современных требований

    к методике ознакомления дошкольников с природой.

    Новизна и оригинальность программы заключается в том, что она знакомит педагогов с особенностями организации природоведческой и валеологической деятельности с детьми с учетом типа их темперамента, силы и подвижности освоения деятельности ребенком, особенностей его характера, т. е. лично ориентирована на конкретного ребенка.

    Предлагаемое структурирование системы эколого-валеологического образования дошкольников по трем направлениям (познавательное, эмоциональное и практическое) помогает в полной мере реализовать принцип всестороннего развития личности ребенка.

    В работе с детьми предлагается формирование таких качеств личности, которые влияют на развитие у ребенка субъективного отношения к природе и самому себе.

    Цель программы - показать педагогам наиболее эффективные пути их воздействия на личность малыша на познавательном, эмоциональном и практическом уровнях для развития у дошкольников зачатков «планетарного мышления» и формирования разумного отношения к миру, к себе как жителю своей страны и планеты Земля.

    Задачи программы - формирование представлений о разнообразии и неповторимости окружающего мира через развитие интереса к живой и неживой природе; формирование положительного эстетико-этического отношения дошкольника к природе; формирование у ребенка склонности к проявлению позитивного взаимодействия с миром природы через развитие у него навыков и умений.

    Глава I Анализ теоретических положений о формировании экологического и валеологического образования детей в условиях детского сада.

    1.1. Понятие экологического сознания.

    Суть дела в том, что экологическое образование все еще носит чисто ознакомительный характер. Да, элементы тематических знаний включаются в содержание занятий, но носят, на наш взгляд, в основном информационно-справочный характер. Методика ориентирована больше на формальное заучивание; отсутствует анализ, оценка экологических ситуаций и поступков людей в окружающей среде. Что касается дошкольного образования, до сих пор ведется поиск эффективных стратегий и технологий, просматриваются самые разнообразные подходы. Одни специалисты считают, что необходимо ввести специальные занятия, поскольку экологическое образование нетождественно биологическому. Другие ратуют за эффективную «экологизацию» всего учебного процесса. Отметим: все большую поддержку получает именно второй подход. Как отмечают С. Д. Дерябо и В. А. Ясвин, сегодня жизненно необходима экологизация всех сфер общественной жизни, и, прежде всего, должен быть экологизирован сам человек во всех сферах его деятельности - в быту, в воспитании и обучении.

    Но вот что примечательно: сторонники различных точек зрения, тем не менее, едины в одном - необходимо формировать экологическое сознание личности. Все большее число исследователей склоняются к тому, что экологический кризис во многом носит мировоззренческий характер, и «спасти нашу планету может только личность, обладающая экоцентрическим сознанием», понимающая законы природы, осознающая, что человек - часть природы. Разумеется, решение вопроса требует существенных корректировок. Речь идет в первую очередь о наполнении научных знаний гуманистическим содержанием, о видоизменении не только целей, но и содержания работы в учебных заведениях, в том числе дошкольных. Основной путь вхождения в новую реальность должен лежать через развитие личности на основе «активного, наступательно-утверждающего» отношения к окружающему миру (С. А. Рубинштейн, на способности к созиданию на благо человечеству (А. Н. Леонтьев) .

    Итак, основной путь - психическое развитие личности. Л. И. Божович видит ее на таком уровне, который делает человека способным управлять своим поведением и деятельностью, воспринимать себя как единое целое, отличное от окружающей действительности и других людей; со своими собственными взглядами и отношениями, моральными требованиями и оценками, делающими человека относительно устойчивым и независимым от ситуативных воздействий среды. Личность, в представлении ученого, активная, а не «реактивная» фигура. Ею же сформулированы положения, которые характерны для ребенка от 1 года до 7 лет. На первом году жизни ребенок обладает психологическими образованиями - «мотивирующими представлениями». Они освобождают его от «диктата» внешних воздействий и превращают в субъект деятельности. У ребенка трехлетнего возраста это «система Я» и рождаемая ею потребность действовать самому («я сам») ; у семилетнего - «личностным образованием служит уже сложившаяся у него внутренняя позиция, обеспечивающая переживание себя в качестве социального индивида». Иными словами, ученый тесно увязывает характеристику с деятельностью, с поступком, обусловленным собственными побуждениями.

    В этой связи возникает вопрос: каким же образом экологическое образование должно «затронуть» подрастающую личность? Многие исследователи тесно увязывают экологическое развитие дошкольников с нравственным. Об этом можно прочесть в трудах Л. И. Божович, А. В. Запорожца, А. Н. Захлебного, Л. П. Печко, Б. Т. Лихачева, Д. Б. Эльконина. Ученые считают: больше внимания должно отводиться тем видам учебной деятельности, которые в качестве системообразующего компонента прививают детям экологическую культуру.

    Что под этим следует понимать? Речь идет о культуре познавательной деятельности по освоению опыта человечества в отношении к природе, успех которой связан с развитием нравственных черт; о культуре труда, формирующейся при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; о культуре духовного общения с природой, т. е. культуре, развивающей эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы. Л. Д. Бобылева понятие «экологическая культура» связывает с развитием природы самого ребенка, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения к природе.

    И действительно, дошкольный период детства -важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности; приобретенные знания в дальнейшем могут преобразоваться в прочные убеждения. Однако экологическое просвещение только в том случае окажет заметное воздействие на образ действий ребенка, если охватит как рациональную, так и эмоциональную сферу. Естественной основой процесса такого воспитания должны стать объективно складывающиеся в различные возрастные периоды отношения с окружающей средой. У дошкольников отношения эти реализуются на бессознательной основе. Дети, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы - они открыто воспринимают и присваивают экологические правила, превращают их в свои привычки. Чем определяются эти субъективные особенности? В большей степени особенностями мышления, его несформированностью. Еще Ж. Пиаже установил: основная черта познавательной деятельности дошкольника - эгоцентризм. Именно эгоцентризм приводит к тому, что ребенок, четко не дифференцируя свое Я и окружающий мир, субъективное и объективное, переносит на реальные связи между явлениями мира собственные внутренние побуждения. Несформированность познавательной сферы приводит к антропоморфизму. Ребенок находит объяснение любым причинно-следственным отношениям в окружающей его природе по аналогии с теми, которые характерны для людей. Это приводит к формированию «субъективной установки», к тому, что он начинает считать различные природные объекты субъектами, способными думать, чувствовать, иметь свои цели и желания. Но отнесение всего природного к сфере «человеческого» вовсе не означает, что оно для ребенка является чем-то равным в своей самоценности.

    Вторая характерная черта мышления дошкольника - Артифекализм (от лат. arte - искусственно Faсеге - делать, т. е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для их собственных целей. Артифекализм обуславливает формирование прагматического отношения к природе. Экспериментально установлено: ребенок проявляет познавательный интерес к объектам природы, при взаимодействии ориентируется на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т. д. Иногда его познавательная активность носит слишком «исследовательский» характер, когда не исключается, что он может да-же нанести вред рассматриваемому объекту. Как объяснить эту «жестокость»? Суть в том, что дошкольник не относит природное к сфере равного с ним в своей самоценности. Развитие перцептивно-аффективного компонента в отношении к природе требует определенного уровня сформированности как познавательной, так и эмоциональной сфер личности. Достигается этот уровень, как известно, значительно позже. Также достаточно низок у дошкольника и практический компонент интенсивности отношения к природе. В незначительной степени развит и «поступочный» компонент, что проявляется в противоречии между декларируемым и реальным поведением в природе. Так что же преобладает? Когнитивный компонент отношения, когнитивный субъектно-прагматический тип субъективного отношения к природе (С. Д. Дерябо) .

    Мы неслучайно так подробно описали особенности мышления ребенка-дошкольника по отношению к природе. Суть в том, что особенности эти - важнейшее условие развития экологичной личности, личности, которая должна обладать «эгоцентрическим типом экологического сознания». Под последним следует понимать психологическую включенность в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. Соответственно, эти же особенности являются и характеристиками экологической личности. Как считает Б. Т. Лихачев, содержание понятия «экология личности» следует рассматривать как единство соответственно развитого сознания и эмоционально-психического состояния. Ядро такого сознания - особым образом ориентированная умственная способность, гарантирующая обоснованное включение в природу, в жизнь общества, участие в природоохранной деятельности, продиктованное потребностью.

    Нам могут возразить: «Само по себе наличие экологических знаний не гарант экологически целесообразного поведения. Необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Однако и понимания, и стремления недостаточно, если ребенок не сможет реализовать свои планы в системе собственных действий». Правильно, потребуется организация такой деятельности, в процессе которой личность может освоить соответствующие технологии взаимодействия с природой. Установка на гуманизацию современного экологического образования диктует иные подходы работы с детьми в этой области. Единственный и надежный помощник - культура, духовность. «Вне духовного содержания, - пишет М. К. Мамардашвили, - любое дело - это полдела». Фундаментальной предпосылкой этого процесса должно стать развитие морально-ценностной сферы ребенка. В этой связи уместно напомнить слова академика Б. Т. Лихачева: «Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного».

    Все мы знаем: дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления моральных установок и нравственных чувств. В подавляющем большинстве случаев методы нравственного воспитания, практикуемые в современных ДОУ, направлены на формирование у детей моральных суждений, представлений и оценок. Основа данного подхода: допускается, что эти представления станут в дальнейшем залогом морального поведения ребенка. И в то же время есть другое мнение: прямого соответствия между знанием моральных норм и их выполнением нет. Да, можно полагать, что определенная стратегия нравственного воспитания оказывает позитивное воз-действие на развитие личности. Но истинная нравственность развивается в дошкольном возрасте не через самосознание и самооценку, не через усвоение моральных норм, а посредством воспитания особого видения другого и отношения к нему. Л. С. Выготский (в теории которого, как известно, произвольность, осознанность и опосредованность рассматриваются в качестве центральных характеристик высших психических функций) категорически возражал против методов воспитания, основанных на саморегуляции и опосредованное™ с моральной нормой. Ученый подчеркивал: «. морально поступает тот, кто не знает, что он поступает морально». В этих словах можно усмотреть основной вектор стратегии экологического воспитания.

    Исследования психологов установили: любому действию человека должны предшествовать готовность и способность действовать. «Опыт убеждает, - пишет Д. Н. Кавтарадзе, - что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в

    работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие (что само по себе очень важно, а происходит нечто большее, чему нет названия и что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания». А. Н. Леонтьев, говоря о необходимости формирования готовности к правильному взаимодействию с окружающей природой, отмечает эмоциональную сторону - восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально положительное отношение к ее объектам, мотивам поведения.

    И действительно, необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенное™ с ней. Как связать эту мысль - «вернуться к природе» - с дошкольниками? Вспомним: что актуально для детей? Это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность. Следовательно, педагогическая стратегия должна быть направлена на развитие чувства сопричастности, чувства общности с природой. Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: «Люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь».

    Впервые назвал экологию экологией (с греч. «эйкос» или «ойкос» - дом, «логос» - знание, наука) еще в 1866 году известный немецкий естествоиспытатель Эрнст Геккель, как науку, изучающую «отношения организмов с окружающей средой», где в качестве «ДОМА» выступает вся окружающая среда. Называл он ее и «физиологией отношений», но тогда физиология занималась совсем не тем, чем сейчас. Через два года, в 1868 году, русский физиолог И. И. Мечников перевел книгу Э. Геккеля «Общая морфология» и оттуда термин Экология зашагала по Российской науке. Правда (зашагал) ни шатко, ни валко и даже запинаясь. Например, знаменитый ботаник и физиолог растений К. А Тимирязев был сначала вовсе против этого названия. И только где-то с20-40-хгодов нашего века экология стала целостной, самостоятельной научной дисциплиной.

    А настоящее-то объяснение термина «экология» из уст Э. Геккеля звучит вот как: «Под экологией мы понимаем сумму знаний, относящихся к экономике природы; изучение совокупности взаимоотношений животного с окружающей его средой, как органической, так и неорганической… » Самую малость не заметили! Нигде в литературе не подчеркивается экономическая, хозяйственная значимость названия. И подметили ее лишь наш российский эколог Николай Реймерс дотошный российский журналист Ю. Чередниченко. Оказывается, экономика («умение вести дом») и экология («наука о доме») - однокоренные слова «две стороны одной медали». Не заметили! И каков результат нашего хозяйствования в Природе? А может быть, вовсе не хозяйствования, а хозяйничанья? Слова тоже однокоренные, да смысл их разный. До сегодняшнего дня мы жили в нашем общем Доме, в лучшем случае, двусмысленно.

    Не зря Юджин Одум назвал эту науку – environmental biology – «биология окружающей среды».

    Часто экологическое сознание связывают (а иногда и подменяют) с биологическим образованием детей, этим и ограничиваясь. Это приводит к тому, что ребенок, зная правила поведения в природе, тем не менее пренебрегает ими, если рядом нет контролирующего взрослого. Действия дошкольника по отношению к природе носят прагматический характер - якобы дозволено все то, что для пользы человека. В результате основная цель экологического образования не достигается.

    Итак, необходимо не только показать ребенку пути взаимодействия с миром природы, раскрыть внутренние связи различных подструктур, входящих в понятие «природные объекты», но и выработать у него стремление к таким взаимоотношениям с окружающим миром, которые бы привели ребенка к позитивному взаимодействию с ним.

    При реализации программы необходимо учитывать следующие положения.

    Человек не собственник Природы, а один из компонентов окружающего мира, где высшей ценностью является гармоничное развитие Чело

    века и Природы. Их развитие является взаимовыгодным единством.

    Целью взаимодействия с Природой является удовлетворение потребностей не только Человека, но и природного сообщества. Поэтому воздействие на Природу сменяется взаимодействием.

    Характер взаимодействия с Природой определяется правилом — раз

    решено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое

    равновесие.

    Природа - полноправный субъект во взаимодействии с Человеком, которое строится на основе этических норм и правил, существующих в мире людей.

    Деятельность по охране Природы продиктована необходимостью ее

    сохранения ради нее самой.

    Все изложенные положения будут влиять на характер формирования отношения детей дошкольного возраста к миру природы, которое включает следующие определения.

    Взаимодействие ребенка с природой должно строиться на основе этических норм и правил, которые он применяет по отношению к людям. (Например, придя в гости, мы не будем переставлять мебель,

    чтобы нам было в чем-то удобнее. То же самое в лесу: не стоит ломать растения, если они мешают нам пройти.)

    Природные объекты выступают в роли референтных лиц, которые могут менять взгляды ребенка на мир, его оценку и отношение к себе

    и другим людям. (Например, наше отношение к другому человеку может измениться на основании его поступков по отношению к природе.)

    Природные объекты служат партнерами для ребенка в общении с ними

    и в совместной деятельности.

    Только когда природные объекты станут личностно значимы для ребенка, он может проявить чувство сострадания и любви ко всему живому.

    Положения экоцентрического экологического сознания концентрируют в себе идеи «русских космистов», к которым принадлежал и В. И. Вернадский.

    Эти положения подтверждаются высказываниями К. Э. Циолковского, А. Л. Чижевского и В. И. Муравьева «о необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в которую диктуют ему разум и нравственное чувство». Особое внимание они уделяли таким понятиям, как духовность и сердечность. По их мнению, эти высшие свойства человека, большей частью поглощаясь неизменной борьбой за материальные условия жизни, не достигают ни настоящего развития, ни полного истинного применения.

    В своих работах «космисты» также доказывали взаимосвязь всего живого на планете.

    Их идеи актуальны и по сей день. В Обращении к Глобальному форуму по защите окружающей среды и ее развитию (Москва, 1990) было сказано: «Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактным понятием, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди - это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, наши леса, как мы любим саму жизнь». Поэтому необходимым условием развития у детей любви к природе является приучение их к мысли о том, что человек ни в коем случае не противопоставляется миру природы, а является частицей единого мира - Вселенной, которая его окружает. И в этой цепочке жизни человечество является самой сильной и могущественной структурой природы, что накладывает на человека огромную ответственность за свои действия и поступки. Необходимо с особой осторожностью взаимодействовать с окружающим миром, чтобы не повредить тех многочисленных хрупких нитей, которыми человек связан с природой.

    Человек вольно или невольно преобразует окружающий мир. Поэтому необходимо помнить, что каждое социально-волевое преобразованное действие должно выполняться существами разумными и нравственными. В противном случае, по утверждению русского «космиста» Н. Ф. Федорова, цивилизация, лишь «эксплуатирующая, но не восстанавливающая, не может иметь иного результата, кроме ускорения конца».

    Развитием такого взгляда на взаимосвязь человека с природой стало учение о ноосфере В. И. Вернадского. Он считал, что в процессе эволюции все больше и больше нашу планету опоясывает информационный поток знаний, различных концепций и теорий, которые дают нам представление о некой иной оболочке Земли, оказывающей на биосферу преобразующее воздействие. Это и есть ноосфера («ноос» - ум, разум). Ведущую роль в данной оболочке играют разумные идеальные реальности: научные идеи и творческие открытия, духовные и художественные изыскания человека, которые материально воплощаются людьми в преобразованной природе, произведениях искусства, создании научных комплексов и освоении новых пространств. Поэтому ноосферу еще называют сферой разума. И в этой ситуации человек превращается в основную геологическую силу, формирующую облик Земли.

    В. И. Вернадский как ученый-натуралист развил идею о том, что в XX в. возник ряд материальных факторов, способствующих развитию «планетарного мышления» человечества и переходу к ноосфере:

    вселенность человечества, т. е. полный захват человеком биосферы

    для жизни (земли, воды, воздуха, космических пространств) ;

    единство человечества, т. е. люди выступают как единое целое по от

    ношению ко всему остальному живому населению;

    растущая возможность сознательного влияния людей на ход государственных и общественных дел;

    развитие наук.

    Перечисленные факторы не только служат предпосылкой для большей свободы человека, но и определяют его ответственность перед сохранением цивилизации на планете. А для этого нужно объединять усилия всех людей и каждой личности отдельно.

    Поэтому и встает вопрос о личностном развитии экологического сознания каждого человека, направленном на развитие общего осознания влияния человека на окружающий мир.

    Когда мы ведем разговор о личностном развитии ребенка, то подразумеваем проведение воспитательно - образовательной работы с детьми на всех трех уровнях: познавательном, перцептивно-эмоциональном (эмоционально-чувственном) и практически.

    1.2 Понятие здоровья и здорового образа жизни.

    Мы понимаем валеологическую культуру ребенка как совокупность несколько компонентов: осознанного отношения к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Исходя из этого, нами были конкретизированы задачи воспитания валеологической культуры дошкольников. Это формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни; накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих, укрепляющих и сохраняющих здоровье; становление валеологической компетентности ребенка как готовности самостоятельно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения в непредвиденных ситуациях и оказания элементарной медицинской, психологической помощи.

    Впервые о необходимости привития валеологической культуры человек) ' и ее сущности заявил крупнейший отечественный микробиолог, врач Илья Ильич Мечников. Он считал: самое главное -научить человека правильному, безошибочному выбору в любой ситуации только полезного, содействующего здоровью и отказу от всего вредного.

    Необходимость воспитания валеолгической культуры подчеркивают и исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% от его образа жизни.

    Также очевидно, что становление валеологической культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.

    Валеология и педагогика в тесном сотрудничестве накопили некоторый опыт здравотворчества, формирования здорового образа жизни человека (Ю. Ф. Змановский, В. В. Колбанов, В. И. Сыренский, Л. Г. Татарникова, представлений у дошкольников о себе как о представителях человеческого рода (С. А. Козлова, основ безопасности детей дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, необходимых знаний, умений и навыков для организации здорового образа жизни (В. Г. Алямовская, ГА. Баранчукова, Л. Н. Лагуткина, Т. Л. Розанова, Л. В. Симошина, Л. Г Татарникова). Этот опыт должен быть востребован в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений.

    Проблема реализации этого опыта в ДОУ связана с необходимостью

    определения оптимальных педагогических условий, которые позволяли бы

    эффективно воспитывать валеологически культурных дошкольников;

    создания механизмов включения валеологического содержания в педагогический процесс детского сада;

    определения особенностей взаимодействия педагога и ребенка в ходе освоения валеологических умений и навыков, технологии валеологического сопровождения дошкольника;

    создания валеологически развивающей среды ДОУ; формирования подходов к взаимодействию с семьей.

    Представляется также значимым определить такие внешние факторы развития, которые бы активизировали и инициировали потенциальные возможности детей, содействуя эффективному решению обозначенной проблемы.

    Процесс воспитания валеологической культуры дошкольников должен быть организован как целостный: задачи валеологического воспитания должны решаться во всех видах детской деятельности. Исходя из этого, конкретизируется содержание взаимодействия педагога и ребенка в каждой возрастной группе детского сада, отбираются адекватные методы и приёмы. Целесообразно использовать технологию целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта детской деятельности (М. В. Крулехт, что означает:

    субъектную позицию педагога в решении задач профессиональной деятельности (А. Г. Гогоберидзе) ;

    педагогическую диагностику как основу для проектирования пед. процесса;

    субъект-субъектное взаимодействие педагога с ребенком; дифференцированный подход к воспитанникам в процессе педагогического взаимодействия; эмоционально-комфортную, взаимообогащающую атмосферу в детском саду;

    наличие материальной развивающей среды, инициирующей проявление субъектных качеств и свойств ребенка, содействующей его воспитанию и развитию; открытость педагогического процесса и педагогического сообщества к продуктивному взаимодействию с семьей дошкольника.

    Исходя из этого, к числу первичных педагогических условий воспитания валеологической культуры дошкольника мы отнесли субъектную позицию педагога, которая позволяет ему постоянно развивать и обогащать свою профессиональную компетентность. Сформировать ее призвано методическое сопровождение, концепция которого основана на закономерностях личностно-профессионального становления педагога. Они обуславливают следующую логику построения методики: 1) самоанализ и самоопределение в сфере воспитания валеологической культуры дошкольников; 2) самообогащение и обогащение уже освоенных теоретико-методологи-ческих основ валеологии, а также практических способов их реализации в профессиональной деятельности; 3) расширение профессионального кругозора и возможностей реализации творческого потенциала в ходе опытно-экспериментальной работы (ОЭР) .

    Нами использовались такие формы сопровождения, как научно-практические конференции, деловые игры, мотивационные тренинги, коллоквиумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, семинары-практикумы, семинары-презентации, практикумы по решению педагогических задач, конкурсы и выставки персональных педагогических достижений, конкурсы педагогических проектов, технологий и техник.

    Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребёнка является валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляются с помощью следующих форм взаимодействия с родителями.

    • Индивидуальное консультирование родителей врачом и психологом.

    • Семинары-практикумы по обретению родителями валеологических профилактических умений и навыков.

    • Встречи с врачами-специалистами.

    • Устный педагогический журнал.

    Важным условием воспитания и развития ребенка стало создание валеологически развивающей среды в детском саду.

    Процесс воспитания валеологической культуры обеспечивается, в том числе активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому педагогу необходимо поддержать эту активность, создать условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности этого решения. Это возможно путем обеспечения индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения (ППМВС) ребёнка. Его задачами являются следующие.

    • Комплексная диагностика и проектирование индивидуального валеологического образовательного маршрута ребенка.

    • Проектирование валеологически целесообразного педагогического процесса, учитывающего особенности развития ребенка и содействующего укреплению и сохранению его здоровья.

    • Организация взаимодействия дошкольника с педагогом и специалистами (врач, педагоги дополнительного образования: педагог изостудии, педагог по шахматам, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания) в условиях целостного педагогического процесса.

    • Оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания валеологической культуры дошкольников и задач воспитания и развития в целом.

    Решение поставленных задач службой сопровождения содействует становлению валеологически культурного человека. Основной механизм ППМВС заключается в обретении ребенком опыта здравотворчества, здорового образа жизни; этому содействуют согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, среда, с которой взаимодействуют дети. С раннего возраста ребёнок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее. Таким образом, воспитание валеологическои культуры дошкольников будет обеспечено взаимодействием следующих педагогических условий.

    • Компетентность педагогов в решении задач, связанных с воспитанием валеологическои культуры дошкольников.

    Валеологическая культура семьи.

    Интеграция задач воспитания валеологическои культуры в целостный педагогический процесс детского сада.

    Создание валеологически развивающей среды в ДОУ и педагогическая поддержка ребенка в ней.

    • Проектирование индивидуального психолого-педагогического-медико-валеологического сопровождения ребенка входе освоения валеологической культуры.

    Здоровье – это то, что желает иметь каждый человек, но быть абсолютно здоровым не может никто. Не иметь никаких отклонений в работе организма – невозможно,

    Сложившиеся социальные условия, научно – технические преобразования не способствуют сохранению здоровья. Но можно противостоять этим влияниям, приостановит разрушения организма, не страдать от болезней и быть готовым к любой деятельности. И все это для себя может сделать каждый. Никто, кроме нас самих, не избавит нас от недугов, не один, даже высококвалифицированный врач. Стоит изменить свой образ жизни и свершится чудо: мы будем чувствовать себя здоровыми.

    «Процесс старения не знает выходных, чтобы задержать его и продлить молодость, так же без выходных нужно работать над собой» (П. Добрев) .

    Здоровье – это механизм адаптации жизненного потенциала, это расширение зон применения жизненных сил.

    У каждого человека свои жизненные условия, свои особенности организма. Поэтому и здоровый образ жизни индивидуален. Неплохо было бы вести дневник своего здоровья, где будут зафиксированы показатели здоровья: рост, вес, пульс, оздоровительные мероприятия, помогающие улучшить состояние своего здоровья.

    Первая преграда на пути к здоровью – наша психика. Нужно настроить себя на здоровье, хотеть быть здоровыми, помогать себе и другим людям.

    Что влияет на здоровье?

    Прежде всего – окружающая среда и деятельность.

    Окружающую среду можно условно разделить на следующие части: природу, рукотворный мир (созданный человеком, социальный мир (мир человеческих отношений) .

    Не каждый человек, а тем более ребенок, может правильно реагировать на измени в окружающей среде, а тем более перестроить принципы проживания: как и что, есть, как одеваться, как общаться. И здесь помощь окажет человек новой профессии – валеолог.

    Валеология – наука о здоровье. Задача валеолога самому вести здоровый образ жизни, быть в этом примером для других, следить, чтобы окружающая ребенка среда была оздоравливающей или хотя бы не вредной, консультировать по поводу целесообразности различных оздоровительных методов, поддерживать контакт с медиками. Валеологом может быть каждый воспитатель. В любой момент он может дать совет ребенку, научит его помогать своему организму.

    Человек – саморегулирующаяся, самовоспроизводящаяся биокибернетическая система, в которой все взаимосвязано, а запас прочности составляет 8-10-кратную степень надежности, которая всегда сильнее повреждающих факторов. Но большое количество вредных факторов может разрушить эту систему.

    В последнее время врачи все чаще сталкиваются с новыми заболеванием, которое назвали синдромом дисбаланса «человек – окружающая среда». Возникает оно от постоянной суеты, спешки, стрессов, избытка раздражителей, растущей физической и умственной нагрузки.

    То есть, мы заболеваем от того, что живем «на износ».

    По определению Всемирной организации здравоохранения, больным является не только тот, у которого имеются заболевания органов, но тот, кто не может гармонично приспособиться к среде, в которой живет. Симптомы болезни: резкие колебания настроения, снижение работоспособности, раздражительность, отсутствие стимулов и интереса к жизни, моментальная утомляемость, обостренная метеочувствительность. Если не предпринять мер, добавляется: нарушение кровообращения, пищеварения, головные боли, проблемы со сном, общая нервозность, повышенная восприимчивость к инфекциям.

    Чтобы не жить на износ, необходимо восполнять жизненные силы. Для этого нужно:

    1. Не жить строго по плану;

    2. Не взваливать только на себя, здоровье дороже;

    3. Выделять себе свободные минуты для еды, для ничегонеделания;

    4. Найти для себя хобби;

    5. Не пренебрегать сном;

    6. Прислушиваться к себе, ваш организм гораздо умнее, чем вы думаете.

    Проводите минутки тишины. Слушайте себя. Какие сигналы посылает ваш организм? О чем он просит?

    1.3 Пути формирования эколого-валеологических ценностей у дошкольников.

    Задачи воспитательно-образовательной работы с детьми по разным направлениям эколого-валеологического развития.

    Направления развития Основные задачи

    Позновательное 1. Формировать у дошкольников представление о разнообразности и неповторимости окружающего мира через развитие интереса к миру природы и здоровому образу жизни, с помощью передачи им знаний, накопленных предыдущими поколениями, в доступной для восприятия форме.

    2. Учить детей устанавливать причинно- следственные связи между различными природными объектами и человеком, показать их влияние друг на друга.

    Перцептивно (чувственно - эмоциональное) 1. Формировать положительное отношение дошкольников к природе, здоровому образу жизни, выражающееся в их позитивных чувствах, установках и ценностной ориентации по отношению к ней, через развитие чувства эмпатия ко всему живому и самому себе; формирование умения идентифицировать себя с природными объектами; в дальнейшем это приведет детей к субъектификации, являющейся необходимым условием для развития субъективно-этического отношения к миру природы.

    2. Познакомить дошкольников с разнообразными путями получения эстетического наслаждения от соприкосновения с миром природы (созерцание, наблюдение и т. д.)

    Практическое. 1. Формировать у дошкольников склонность к проявлению позитивного взаимодействия с миром природы через развитие их и умений: ухаживать за своим здоровьем, животными и растениями ближайшего окружения; выполнять действия в природе, не нарушающие экологического равновесия; выращивать культурные растения, которые изымаются человеком из природного сообщества для потребления: выращивать овощи для детского сада и растительный корм для домашних животных.

    Через познавательный интерес ребенка к окружающему миру, мы способствуем выработке у него субъективного отношения к природе, которое направлено на формирование у дошкольников любви к природе и самому себе, позитивного взаимодействия с окружающим миром, сознательного отношения к действительности.

    Итак, кратко подытожим основные направления программы.

    Познавательная деятельность дошкольника подразумевает определение объема знаний ребенка о мире природы и функционировании организма человека, который поможет ему вовремя и разумно применять их в своей жизни.

    Знание характерных особенностей объектов или явлений, которые наблюдает дошкольник, помогает ему установить и выделить причинно-следственные связи, осуществить взаимодействие с окружающим миром более гармонично.

    Формирование у детей представлений о разнообразии и неповторимости мира природы и мира здоровья осуществляется с опорой на чувственный опыт ребёнка. Для того чтобы что-либо узнать и понять, ребенку необходимо услышать, увидеть, ощутить, прочувствовать самого себя и природный объект. В процессе приобретения чувственного опыта у малыша формируется установка на положительное или отрицательное взаимодействие с самим собой и природным объектом, что, в свою очередь, формирует ценностную ориентацию, которая в дальнейшем будет определять направленность его жизни и пути взаимодействия с окружающим миром. Поэтому выбор направления определения основных ценностных ориентации дошкольника по отношению к мировоззрению здорового образа жизни в природе является ключевым в концепции рассмотрения данной программы.

    Перечисленные направления содержания воспитательно-образовательного процесса с дошкольниками должны обязательным образом опираться на знания педагога о психофизиологических и индивидуальных особенностях каждого ребенка, его темпераменте и характере.

    Когда мы приходим в группу и знакомимся с детьми, то чаще всего разделяем их по половому признаку (мальчики и девочки). Но они все разные. Один ребенок может часами наблюдать за тем, как плавает рыбка в аквариуме, или, посадив растение, долго может ждать результата прорастания его из семечка. Другой жаждет быстрой смены деятельности и действий, наблюдая за каким-либо животным. Он быстро включается в совместное с кем-либо действие. Одному ребенку можно поручить протереть листья у большого и ветвистого растения - он все исполнит тщательно и аккуратно, не повредив. Другой может только полить растение. Все это зависит от того, насколько активен ребенок, как быстро у него протекают психические процессы.

    Педагог должен видеть и понимать источник мотивации к природоведческой и валеологической деятельности: ребенком могут двигать познавательный интерес, тип отношения к природе и самому себе или степень владения определенными практическими действиями. Учитывая, какая из мотиваций является для ребенка ведущей, путем воздействия на нее можно организовать природоведческую и валеологическои деятельность ребенка более продуктивно. Педагог должен уметь увидеть, что является источником мотивации ребенка во время его природоведческой и валеологической деятельности, и использовать эти знания для развития чувств и формирования понятий дошкольника, научить его практическим навыкам по взаимодействию с здоровьесберегающими и природными объектами.

    Поэтому мотивация и психофизиологические особенности дошкольника выделены нами как базовые характеристики, которые нужно учитывать при организации эколого-валеологической деятельности дошкольников.

    На реализацию цели программы, а значит, и формирование эколого-валеологического сознания дошкольников влияет ряд условий и факторов.

    Под условиями мы подразумеваем организацию социального контекста, включающего:

    • методику обучения и воспитания дошкольников;

    • семью, ее отношение к природе и здоровью, семейные традиции

    • отношение к природе и здоровью других значимых для ребенка сверстников.

    Организация занятий по эколого-валеологическому воспитанию детей (старшего возраста) .

    Программой предусматривается проведение четырех занятий в месяц по следующим разделам:

    • два занятия познавательного характера о природе и организме человека (сравнительная характеристика человека с животным и растительным миром, включая неживую природу, одно из которых строится на не

    знакомом для детей материале, а второе направлено на закрепление

    у детей полученных знаний;

    • одно занятие перцептивно-эмоционального характера, направленное

    на формирование ценностного отношения к природе и самому себе через развитие

    мира чувств и эмоций ребенка, положительной установки по отношению к природе и к себе;

    • одно занятие практического характера, направленное на формирование

    у ребенка умений и навыков по взаимодействию с миром природы.

    Содержание работы с детьми на этих занятиях раскрыто во второй главе «Планирование воспитательно-образовательной работы с дошкольниками на занятиях» и конспекты занятий.

    Одно занятие в квартал посвящается работе по эколого-валеологическому образованию дошкольников на всех трех уровнях - познавательном, эмоциональном и практическом.

    Один раз в квартал дети принимают участие в эколого-валеологической акции или празднике природоведческого, здоровьесберегающего характера.

    Эколого-валеологическое воспитание дошкольника не ограничивается перечисленными формами, а предусматривает ежедневную работу по экологическому и валеологическому образованию детей.

    В каждой группе обязательно ведение календарей природы, которые варьируются по степени сложности в зависимости от возраста детей.

    Особое внимание акцентировано на проведении с детьми наблюдений в живой и неживой природе.

    В старшем дошкольном возрасте активно внедряется экспериментальная работа детей в природе.

    Самостоятельная деятельность детей не планируется, но обязательно анализируется и учитывается при проведении эколого-валеологических занятий с дошкольниками. Воспитатель создает условия, при которых у ребёнка формируется интерес к миру природы и своему здоровью. В уголке самостоятельной творческой деятельности имеются книги и иллюстрации природоведческого характера, анатомо-физиологического характера для рассматривания их детьми, есть уголок природы и уголок здоровья. В уголке природы дети могут наблюдать и ухаживать за животными и растениями, а в уголке здоровья, они могут оказать себе и товарищу первую помощь, также там они наблюдают и выявляют строение и функции органов и частей тела организма человека. Вся практическая работа детей осуществляется под наблюдением воспитателя. При этом дети обращают внимание на те изменения, которые происходят в природе с ее объектами, с детским организмом в целом.

    Организация воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в повседневной жизни.

    Рассмотрим примерный план распределения видов работы с детьми по ознакомлению с окружающим миром на неделю.

    В предлагаемой таблице представлены виды воспитательно-образовательной работы с детьми, но не обозначены цели проведения эколого-валеологической работы. Это сделано сознательно, так как в разных возрастных группах цели проведения дидактических игр по знакомству со своим организмом и миром природы будут разные. Например, в младшей группе решаются задачи - учить узнавать и называть домашних животных, знакомить детей с частями тела и культурно гигиеническими навыками, а в старшей группе - расширять представления о внешнем облике и поведении животных, закреплять знания о функциях частей тела, о важности здоровья и оказания первой помощи. Как уже отмечалось ранее, работа с детьми в повседневной жизни зависит от тематики занятий, которые проводятся один раз в неделю и носят обобщающий характер. Поэтому целесообразно перечислить тематику занятий по ознакомлению детей со здоровьем и окружающим миром в следующей таблице.

    Неважно, кем в будущем будет ребенок (врачом или банкиром, учителем или ученым, умение видеть причинно-следственные связи между различными явлениями в организме человека и в природе поможет ему прогнозировать результаты своих взаимодействий с различными структурами окружающего мира, искать наиболее разумные и оптимальные пути из разных ситуаций, творчески по возможности преобразовывать окружающий мир.

    Вследствие выше приведенных данных о важности эколого-валеологической работы с детьми дошкольного возраста, хотелось бы отметить необходимость работы специалистов по экологии и валеологии в детском саду. Работа, которых могла бы выглядеть следующим образом:

    Эколого-валеологическое воспитание дошкольников — новое, но уже широко распространенное направление в педагогике. Все больше появляется детских садов, которые работают по разным программам, основанным на ведущих аспектах экологии и валеологии— нуках о взаимосвязях в природе, в организме человека, о взаимосвязи человека с природой. Внедрение экологических и валеологических программ в практику должно осуществляться при участии или под руководством специалиста. Экологи и валеологи работают в дошкольных учреждениях. Каковы же их функциональные обязанности, какова их роль в экологическом и валеологическом воспитании детей, в повышении культуры взрослых?

    Мы воспитываем ребенка в первую очередь своими каждодневными действиями, а не тем, что мы ему говорим. В зависимости от того, что ребенок встречает в своем окружении, он может познавать прекрасное и безобразное, доброе и злое, мудрое и глупое, ловкое и неумелое. Поэтому в присутствии ребенка мы должны действовать так, чтобы ребенок мог быть существом, подражающим доброму, истинному, прекрасному и мудрому.

    Ребенок является объектом воспитательно-образовательного процесса всех специалистов ДОУ.

    От скоординированности их действий и усилий также зависит благополучие ребенка.

    Узким специалистам нельзя решать свои специфические задачи в отрыве от других по нескольким причинам. Во-первых, ребенок вправе иметь свое свободное время для игр и занятий по своим интересам, а не быть постоянно в регламентированных условиях, объектом воздействий. Во-вторых, совместно взаимодействуя, узкие специалисты могут помочь друг другу в работе.

    Выстраивание схем взаимодействия узких специалистов и воспитателей — наиболее сложный процесс. Здесь допускается больше всего ошибок. Важно взаимодействовать не по форме, а по целям развития ребенка. Например, взаимодействие физрука и логопеда выражается в укреплении и развитии дыхательной системы, развитии общей и мелкой моторики. В целом разносторонняя деятельность эколога, правильное и своевременное взаимодействие с заведующей, старшим воспитателем, медсестр

    Просмотров: 1272 | Добавил: theturer | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Copyright MyCorp © 2025 | Конструктор сайтовuCoz