Краснодарский крайст. СтароминскаяМуниципальное дошкольноеОбразовательное учреждениеЦентр развития ребенкаДетский сад №1Методические разработки
семинара - практикума на тему:
«Дизайнеркое творчество дошкольников
по созданию игрушек и предметов игрового пространства».
2008 год.
Перечень материалов:
1. План работы.
2. Доклад на тему: «Дизайн современных игрушек».
3. «Дизайнерская деятельность детей по изготовлению игрушек и предметов игрового пространства».
4. Конспект занятия по ручному труду на тему: «Игрушки для малышей».
МДОУ ЦРР Д/С №1План работы семинара - практикума на тему«Дизайнерское творчество дошкольников по созданию игрушек и предметов игрового пространства».1. Теория вопроса
- Дизайн современных игрушек.
2. Сообщение воспитателя на тему: «Дизайнерская деятельность детей по изготовлению игрушек и предметов игрового пространства».
3. Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Игрушки для малышей»
4. Практическое занятие с педагогами «Игрушки своими руками».
5. «Карнавал игрушек» - выставка работ педагогов, родителей, детей.
Доклад на тему:
Игрушка - обязательный спутник детских игр. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает ее действие реальным. Нередко игрушка подсказывает идею игры, напоминает об увиденном или прочитанном, влияет на чувства ребенка.
Многие игрушки объединяют детей, требуют совместных усилий, согласованных действий, например строительный материал.
Игрушка, наиболее доступное детям произведение искусства (
это русская народная игрушка).
^ имеет свою славную историю и богатые традиции. Для нее характерны упрощенность и ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность, неудержимая яркость или благородная сдержанность в подборе цвета.
Игрушка - художественное произведение, задача которого - дать выразительный образ человека, животного, какого - либо предмета. Хорошая игрушка реалистична, она передает основные, типичные черты действительности. «Утка должна быть действительно уткой, - писал А.М.Горький. - Вовсе не нужно, чтобы она смущала восприятие ребенка сходством с поросенком или зайцем…
^ привлекательной, красивой, но простой. В ней недопустима вычурность и замысловатость. Привлекательность игрушки достигается изяществом формы, яркость окраски. Эстетическое оформление ее определяется содержанием, назначением, материалом. Например, к елочной игрушке предъявляется содержанием, назначением, материалом. Например, к елочной игрушке предъявляются совершенно иные требования, чем к образной: смысл первой - в ее внешнем эффекте, блеске, сказочности; смысл второй - в реальности, правдивости.
А.С.Макаренко делил игрушки на три типа (вида): готовые, полуготовые и игрушка-материал.
Много радости в детскую жизнь вносят игрушки-забавы, назначение которых - вызвать здоровый, веселый смех, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием, например: танцующий поросенок, крякающая утка, хлопушка, пищалки. Веселые игрушки предназначены не для игры, а скорее для развлечения; их образ законченный, неизменный: птицы только клюют, поросенок всегда танцует.
^ по мнению ученых - важнейшие составляющие любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Игрушка - культурное орудие, посредством которого в особой форме передается состояние современной культуры. Игрушка - тот же носитель информации для ребенка, что газета или Интернет для взрослого.
Игрушка всегда выполняла кроме прочих и психотерапевтическую функцию - помогала ребенку овладеть собственными желаниями. Иногда ребенок сам находит игрушки - коряга, камушки, ракушки, гвоздик, которые наделены особыми свойствами, переживаниями. Мы часто обнаруживаем подобный «мусор», пытаясь навести порядок в детской. И всякий раз сталкиваемся с протестами и просьбами ребенка не выбрасывать их. Стоит задуматься: может быть, все же лучшие камушек, чем трансформер, или ракушка, чем монстр?
Игрушка не только сопровождение игры, но и средство обучения, развлечения и даже лечения. Таковы ли современные игрушки?
Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстники 50; 30 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов, цветные рекламные щиты на улице, разноцветная одежда, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм. Мы все и наши дети живем в мире, заполненном до отказа разнообразными и недолговечными предметами: одноразовая посуда, белье, одежда. Игрушки покупаются чемоданами, и чемоданами через месяц выбрасываются. Меняются краски, формы, мелькают картинки, предметы, лица. И психика не справляется - восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, представление о хорошем и плохом, добром и злом деформируются.
Серийная игрушка, с которой чаще всего имеет дело современный ребенок по сути своей является антиигрушкой. В ней содержится идея обладания, а не радостного постижения мира, она формирует тенденцию вытеснения развивающей игры и подлинного творчества. К сожалению хорошо покупаемая игрушка та, что правится взрослым. Современные игрушки чаще всего изготовленные по западным образцам, они не оставляют места для «домысливания сюжета». Ребенок, окруженный пластмассовыми Барби, киборгами, трансформерами, представляют собой человека, заряженного энергией западного общества.
Наши дети почти не играют с игрушками отечественного производства. Сегодня на прилавках магазинов трудно найти игрушки стимулирующие развитие военно-патриотического сознания (русскую военную технику, российских солдат).
Сейчас в продаже большое количество мягких игрушек, сошедших с экранов телевизоров и «раскрученными» детскими телесериалами. Есть мягкие игрушки неизвестных видов и пород, невообразимой кричащей окраски. Есть игрушки огромного размера, что ребенок не может взять их в руки. Правда есть еще и игрушки потрясающие своей натуралистичностью, они выглядят лучше, чем живые, например немецкие овчарки. Но их почему-то не хочется гладить. Да и цены кусаются.
Конструкторы «Лего» - это наборы деталей из пластмассы, различных форм и размеров они ярко окрашены, очень легкие, развивают мышление, тренируют мелкую моторику рук. Но эти яркие игрушки ориентируют ребенка на инокультурные образы: ведь они предлагают конструирование разнообразных сюжетных картин: «Звездные воины», «Поиски сокровищ» и другие.
Почему кукла Барби - антиигрушка, ведь Барби - это псевдо-идеальная модель женщин, секс-символ. Ее можно одевать, раздевать, приобретать все новые вещи для нее. Через Барби трансформируются образ жизни, бесконечные наряды, развлечения. По отношению к этой кукле девочка чувствует горничной, прислугой, в лучшем случае подружкой, а не мамой. Это не то маленькое существо, которое хочется кормить, укладывать спать, т.е. ощущать себя хоть на ступеньку выше, взрослой. Кукла в этом возрасте должна акцентировать внимание ребенка не на красоте, а в первую очередь на чувствах заботы. «Красота» Барби выдумана и навязана детям взрослыми, в понимании ребенка о красоте вообще часто не совпадает с представлениями взрослых. С игрушками, напичканными техническими новинками, ребенку не нужно ничего придумывать и воображать. Он лишен возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Все уже сделано за него. Остается быть наблюдателем и использовать заготовленные для него предметы и готовые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Требуются все новые и новые «навороты». Игра с подобными игрушками сводится к простым манипуляциям и к обладанию технически оснащенным приборам. В результате, можно сделать вывод о том, что современные игрушки все дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций.
Психологи в России бьют тревогу: полки игрушечных магазинов ломятся от страшных игрушек. Если за санитарно-гигиеническими показателями игрушек еще следят, то их внешний вид не контролирует никто, хотя такие игрушки способны влиять на характер ребенка и его психику. Напомним, что министерство образования России еще в 2002 году направляло в правительство предложения по созданию органа, который бы занимался социальной, психологической и педагогической экспертизой настольных, компьютерных и иных игр, которые «провоцируют агрессию, страх, преждевременные сексуальные проявления». Все зависит от фантазии и психики производителя. Как правило, психологов и педагогов не предприятиях нет, а игрушки разрабатывают художники и инженеры. Но не все так плохо. У нас есть хорошие и умные игрушки.
В магазинах можно найти персонажей всеми нами с детства любимой телевизионной программы «Спокойной ночи, малыши!»: Филю, Степашку, Хрюшку и Каркушу. Эти редкие теперь положительные персонажи излучают добро и любовь к каждому из зрителей, а те тоже отвечают любовью. Поэтому присутствие в детской хотя бы одного из любимых героев принесет еще одну частичку тепла и нежности и напомнит о тех темах, которые затрагивались ими.
Для детей постарше сейчас можно купить наборы для постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек продаются красивые наборы для вышивания и пошива платьев своим любимым куклам, а для мальчиков - столярные, слесарные инструменты. Они учат детей самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Например, подростку, может быть будет (надеюсь!) очень приятно сделать своими руками для куклы сестры какую-нибудь мебель. Да и любая игрушка, изготовленная своими руками, - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его (ее) друга или подруги.
А еще есть игрушки, которые не надо покупать. Достаточно прогуляться по парку и набрать желудей, палочек, шишек, камушков, поверить мамины запасы кусочков ткани и лент, собрать всякую безделицу и сделать игрушку из всего этого подручного материала. Здесь огромное поле для фантазии.

Модернизация современного образования заставляет по-новому посмотреть на проблему игры и организацию игровой деятельности детей. В концепции дошкольного воспитания игра понимается как своеобразная деятельность детей, в которой они свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом. Сегодня личностно - ориентированная модель образования предлагает создание единого игрового пространства с целью познания ребенком культуры воспитания эмоций и чувств, красоты добра, в процессе сопереживания и сопричастности к тому, что является объектом окружающей действительности.
Особенность детской дизайнерской деятельности заключается в том, что она не появляется сама по себе, а зарождается внутри других видов деятельности, в первую очередь в изобразительной и игровой. Поддерживать стремление ребят обогатить и расширить эти виды деятельности - важная педагогическая задача.
Малыши могут создавать предметы для игры и наполнять ими кукольную среду, это различные виды «угощений»: конфеты, печенье, пряники. Рисуют салфетки, полотенца, коврики.
В соответствии с программными задачами дети создают предметы, декоративные композиции, используя готовые формы, овладевают конструктивными свойствами. На занятиях по лепке, конструированию с помощью показа воспитателя дети могут сделать «Изгородь для уточки», «Кораблик», «Змейка», «Бусы» при этом используется яркий наглядный материал, художественное слово.
Воспитатель совместно с детьми проводит обыгрывание построек, игровых предметов, широко использует игровые приемы и методы. Используя бросовый и природный материал в младшей группе можно сделать игрушки.
^ содержание дизайнерской деятельности постепенно усложняется, детей учим: создавать поделки из частей, используя природный материал, передавать временную и пространственную взаимосвязь, нарядно украшать основу, изготовлять открытки, применяются продукты детской деятельности в оформлении группы.
^ используется частичный показ, напоминание, дети могут по образцу сделать пригласительные билеты, флажки, елочные украшения, транспорт, домики, вагончики из бумаги сложенной в двое, дополняя мелкими деталями.
Поделки:
Рыбка, посуда из ореха;
Вертолет (орех, желудь, шишка);
Хоровод зверушек;
Елочные украшения с использованием шишек, орехов, бросового материала;
Птички на ветках (используют перья, летучки, каштаны, шишки, киндер);
Аквариум, где воспитатель готовит «воду», а дети населяют его рыбками;
Машины;
Поздравительные открытки;
Игрушки для игр с ветром.
В старшем возрасте дети овладевают техникой оригами, мозаикой Детей мы учим создавать различные варианты построения зданий, мостов, транспорта из коробок, бросового материала, придумывают сюжетные композиции, использовать орнаменты в оформлении предметов кукольной одежды, широко используется природный материал.
Меняются методы и приемы обучения, воспитатель реже прибегает к образцу, больше дается заданий по теме, по условиям, по замыслу. Основными методами в работе с детьми старшего возраста становится краткая беседа, описание, напоминание.
Поделки:
куклы,
элементы костюмов,
элементы ландшафта (сад, огород, лес и т.д.),
животные «Кто живет у нас в сарае?»,
мебель «Для Барби»,
машины (коробки, бутылки).
В подготовительной группе ребенок становится, более наблюдательным, любознательным, у него повышается работоспособность, потребность узнавать что-то новое, чему-то учиться. Движения его становятся более координированными, сенсорные способности в основном уже сформированы. По сравнению со старшей группой возрастает роль коллективной деятельности, на данном этапе шире используются схемы, фотографии, рисунки.
В подготовительной группе уже можно использовать материалы:
бумага различного качества,
ткани,
природных материалов,
бросового материала,
поролон.
В подготовительной группе дети могут создавать интересные поделки путем соединения деталей проволокой, пластилином, клеем, нитками. Осваивают работу с различными инструментами: ножницами, иголками, шилом, линейкой. Весь материал который дети используют для изготовления игрушек безопасен, эстетичен, не вреден для здоровья детей.
Наличие бросового материала, позволяющего детям самостоятельно изготавливать игрушки, является общим требованием для развития игры. Постоянно побуждая детей к использованию таких игрушек педагог прежде всего способствует развитию воображения, творчества, памяти что является важным в развитии игровой деятельности. Каждая игрушка сделанная детьми, ценна тем, что ее делает сам ребенок.
Таким образом, используя игрушки сделанные детьми, родителями, воспитателями, ребята выходят за пределы традиционных игр и все шире отражают явления окружающей действительности.Конспект занятия
в подготовительной группе
по ручному труду на тему: «Игрушки для малышей».
^ Совершенствовать навыки детей в изготовлении поделок из бросового материала, используя различные отделочные материалы (бумагу, самоклейку, нитки, ленточки, салфетки, кусочки ткани) и способы соединения деталей (проволочка, клей, зубочистки, скотч, щелевое соединение); заинтересовать детей в изготовлении поделок; развивать творческие способности, эстетический вкус; воспитывать самостоятельность, поощрять оригинальность замысла ребенка, инициативу при выборе материала для поделки, развивать мелкую моторику рук.
Материал: Флаконы, коробки, нитки, скотч, ножницы, ткань, упаковки от киндер сюрпризов, цветная бумага, самоклейка, фломастеры, проволока, зубочистки, розетки с клеем, кисти, подставки для кисточек, салфетки бумажные, салфетки тканевые, клеенки.
^ - Ребята, у каждого из вас дома есть любимая игрушка, а может быть и не одна. А у нас в группе есть игрушки, сделанные на фабрике, и игрушки, сделанные своими руками. Вам нравится с ними играть?
А знаете, ребята, я сегодня проходила через младшую группу и в игровом уголке только фабричные игрушки, а таких ярких, веселых, необычных, как у нас, нет. Я предложила им нашу помощь. Детки младшей группы с нетерпением ждут сделанных вашими руками игрушек и поделок.
Давайте посмотрим и вспомним, что мы с вами мастерили
(дети называют).Ребята, хорошо подумайте, чтобы вы хотели сделать, какой материал выбрать для своей поделки. Вы наверное себе представили какую игрушку вы сделаете. Здесь можно пофантазировать, проявить свое творчество, и детки младшей группы будут очень рады
(дети выбирают материал и садятся за столы, начинают работать).Ребята, если для воплощения вашего замысла вам недостаточно какого-либо материала, вы можете пройти взять все необходимое.
Ребята, знаете, даже на фабрике игрушек у мастеров есть перерыв. Они отдыхают, чтобы потом с новыми силами приступить к работе. Давайте мы с вами отдохнем, сделаем зарядку
Физминутка. Посмотрите, в магазине
Все игрушки на витрине:
Заводите зайчики,
Куколки и мячики,
Пушистые котята,
Матрешки, медвежата -
Все на полочках сидят,
С нами поиграть хотят.
Вот бегут машинки,
Шуршат своими шинами.
Желтые и красные -
Все такие разные.
Вот матрешки - крошки,
Пестрые одежки,
Яркие платочки,
Розовые щечки.
Куклы ножки выставляют
Танцевать всех приглашают.
(Дети садятся, заканчивают работу, играют с игрушками, поделками, дарят детям младшей группы).Краснодарский крайст. СтароминскаяМуниципальное дошкольноеОбразовательное учреждениеЦентр развития ребенкаДетский сад №1Методические разработки
семинара - практикума на тему:
«Развитие эстетического восприятия посредством фитодизайна».
2008 год.
Перечень материалов:
1. План работы.
2. Доклад на тему: «Фитодизайн в детском саду».
3. Сообщение педагога: «Содержание и методика работы по дизайнерской деятельности в ДОУ».
4. Конспект занятия на тему: «Волшебное превращение».
1. Доклад на тему:
- Фитодизайн в детском саду.
2. Занятие в подготовительной группе на тему: «Волшебное превращение».
- Практическое занятие для педагогов:
а) Сообщение педагога на тему: «Содержание и методика работы по дизайнерской деятельности в ДОУ»;
б) выполнение педагогами работ на тему «Райские птицы».
- Выставка работ педагогов, детей и родителей «Праздник своими руками».
^ 
Создание композиций из цветов и природных материалов, флористических коллажей, поделок (ветки, сучья, корни, кора, береста и соломка, ракушки, глина и песок, листья) для украшения помещений получило название фитодизайн.
Практикой дошкольного воспитания накоплен богатый опыт работы по составлению художественных композиций из природных материалов.
Педагоги учат детей ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы, инструменты, использовать наиболее рациональные способы достижения результата, доводить работу до конца, давать оценку, следить за порядком на рабочем месте.
Дети могут выполнить аранжировку в 2х направлениях:
1 направление – плоскостное, включает фитокомпозиции, гербарии, флористические коллажи.
2 направление – объемно-пространственное, включает игрушки-сувениры и художественные изделия из природных материалов, произведения флористики (икебана), украшения для одежды, детскую бижутерию, образцы сервировки стола и убранства помещений, аранжировки кукольного и игрового интерьера, детских спектаклей, оформление зала к празднику, композиции из живых цветов и сухостоя.
^ Детям дошкольного возраста доступно выполнение флористических коллажей.
Сюжетом коллажа могут быть пейзаж, портрет, изображение животных, птиц, насекомых, композиция флористического коллажа может быть построена на конкретном сюжете или без сюжета.
На начальном этапе дети выполняют такие работы, в которых листочки остаются листочками, травинки – травинками. Внимательно рассматривая их форму, окраску дети учатся составлять выразительные композиции. Всякий природный элемент имеет свою особенную форму, окраску, фактуру, поэтому и образы получаются разные. Воспитатель берет листочки, по-разному их поворачивает, а дети говорят, на что они похожи в разных положениях.
Затем детям показывают, как можно усилить образ, подобрав детали из других природных форм. Составление композиции – творческий процесс. Важно научить воспринимать засушенный материал, видеть в нем образы.
Никудышных и бесцветных растений нет. Каждое из них, даже самое незаметное, имеет свои неповторимые особенности.
Для создания флористических коллажей, картин, панно подойдут такие материалы:
засушенная листва деревьев и кустарников;
целые мелкие или разделенные на лепестки головки крупных цветов;
тополиный пух;
чешуйки шишек;
скорлупа яиц;
семена овощей, цветов;
косточки фруктов;
срезы веточек кустарников и деревьев;
соломка, береста.
Фоном может служить цветная бумага или раскрашенный в соответствии с темой лист бумаги, детали наклеиваются на фон клеем ПВА.
Дети с удовольствием занимаются аппликацией из природного материала, т.к. наличие готовых форм облегчает и ускоряет задачу создания изображения.
В то же время ребенку приходится сосредоточить внимание на точности и аккуратности движений во время действий с хрупкими и ломкими листочками, что особенно положительно сказывается на развитие мелкой моторики рук.
Учет возрастных особенностей требует обязательного использования наглядности в виде красочных образцов, поэтапных схем, создание игровых ситуаций, наличие мотивации задания и обязательного практического применения детских работ в оформлении интерьера или в качестве сувениров.
^ На прогулках воспитатель обращает внимание детей на красоту природы в разные времена года (листопад, разнотравье, радуга, иней на ветках, туман) особенно на красоту того, что дети обычно не замечают: узор листьев над головой и под ногами, причудливый корень, солнечные блики и тени бегущих облаков. Дети сами собирают природный материал для создания сюжетных и декоративных композиций, учитывая, что при их создании материал надо будет сочетать с лепкой и росписью. Постепенно дети начинают понимать, что корневища, коряги, спилы веток особенно красиво смотрятся с сухими цветами; обращают внимание на корни, напоминающие фигурки животных и людей. Составляя фитоаранжировки и букеты – настроения, дети учатся передавать в композициях грусть, радость. Педагог показывает, как красивы маленькие корзиночки из бересты, прутьев ивы, украшенные живыми и сухими цветами, веточками, мелкими шишками, плодами рябины, листьями.
Как хорошо смотрятся крупные садовые цветы в сочетании с мелкими полевыми и травами, а также фитокомпозиции с искусственной подсветкой. Воспитатель знакомит детей с использованием аквариума и других емкостей для создания живописных мини-водоемов, альпинариев с декоративными фонтанчиками и ручейками. Сервируя стол, дети подбирают вазочки и розетки, делать аранжировки из живых цветов, зелени (укроп, петрушка) и природного сухостоя.
На занятиях по лепке и художественному, конструированию дети выполняют изображение разных животных и размещают в природных уголках. Особенно эффективно выглядят природные уголки, созданные по принципу объемно-пространственных композиций, напоминающих природные ландшафты, уголки живой природы. В групповых помещениях могут быть созданы: пустынный ландшафт, японский садик, тропический лес, клубничный сад и т.д. Оформление уголков природы в непохожих стилях дает возможность расширить знания детей о комнатных растениях, сформировать представление о флоре и фауне, различных климатических поясов, традициях и культуре народов других стран.
Эти композиции могут носить миниатюрный характер. Создание таких объемно – художественных композиций, из растений одно из средств развития детского дизайна и конструирование из природных материалов. Дошкольники выполняют поделки специально для уголка природы в соответствии с его образным решением.
Составляя композицию из сухих цветов, помните о соразмерности: огромный букет в напольной вазе неуместен в маленькой комнате!
Для пышного букета выбирайте простую вазу, строгую по форме и цвету. В нарядных вазах ставят более скромные растения, оттеняющие красоту сосуда.
Для темного помещения подбирают светлые и яркие растения.
Сухие цветы и соцветия можно слегка подкрашивать акварельными или гуашевыми красками.
Для создания объемных композиций из сухих растений рекомендуется иметь оазисы – легкий пористый материал.
Почувствовать выразительные свойства природных материалов детям помогут несложные игровые упражнения, дидактические игры. Например:
«Какая! Какое! Какой!». Дети встают в круг, передавая из рук в руки какой либо природный объект. Например, передавая лесной орех, дети определяют его словами – «круглый», «маленький», «гладкий», «твердый», «коричневый», с острием «на макушке», «с погремушкой» внутри.
«На что похоже?». Дети передают по кругу природный объект, сравнивая его с другими знакомыми предметами. Шляпка желудя похожа на беретку, чашечку, ухо медвежонка, крошечный зонтик, шляпку гриба, пуговичку, рыбий глаз и т.п.; колосок – на дерево, перышко птицы, метелочку, косичку, лисий хвост, конскую гриву.
Задача всей нашей работы заключается в том, чтобы научить детей внимательно всматриваться в природные формы, подмечать их своеобразие и находить в этом определенный смысл, восхищаться их целесообразностью, гармоничностью, упорядоченностью устройства и красотой. «Природа полна волшебных тайн» - пожалуй, это главное, что дети должны осознать. Надо только научиться ее рассматривать и размышлять над увиденным.
^ по ручному труду на тему: «Волшебное превращение»Программное содержание:
Расширить у детей знания и представления об особенностях внешнего вида бабочек.
Продолжать формировать умения и навыки работы с природным материалом.
Учить планировать свою работу (при изготовлении поделки анализировать и сравнивать отдельные операции, выделять способ действий, последовательность их выполнения).
Формировать стремление к эстетическому преобразованию окружающей среды, эстетический вкус и культуру труда.
Развивать мелкую моторику рук.
^ флористическая губка (вырезанная педагогом заготовки в форме туловища бабочки); листья лаврового листа; семена кукурузы, тыквы, арбуза, подсолнечника; самоклейка разных цветов; ножницы.
^ Педагог. Ребята хочу рассказать вам интересную сказку, которая называется «Волшебное превращение».
(Педагог ставит на стол красиво упакованную коробку, показывает и рассказывает сказку).Педагог. В этой волшебной коробке живет сказка о гусеничке, которая жила в саду на яблоньке и очень любила есть листочки. Хорошо и привольно жилось гусеничке на дереве, еды было много, солнышко грело жарко, а если было холодно и шел дождь заворачивалась гусеничка в листочки, согревалась и засыпала до утра.
А утром принималась вновь за дело ела - хрустела сочные листочки, грелась на солнышке и радовалась жизни. Но вот наступила осень листочки на яблоньке стали сухие и желтые, а ветра и холода такие сильные, что одеяло из листьев уже не спасает нашу гусеничку. И вот, проснувшись утром, замерзшая и промокшая, она решила строить дом, да, конечно же, только из ниток, которые сама и делает. Не откладывая работу в долгий ящик, приступила она к постройке своего домика. Долго трудилась, ни спала, и ни ела три дня и три ночи, и домик получился просто на славу, круглый, мягкий, теплый, вот только ни окон, ни дверей у этого дома не было. И так стало тепло и уютно нашей гусеничке, что она уснула, и проспала всю холодную зиму и раннюю весну, а проснулась лишь тогда когда зацвела яблонька. Гусеничка потянулась ей почему-то стало, очень тесно в своем домике, кокон треснул и она оказалась на улице. Но что случилось, это не наша гусеничка обжора и изящная красавица бабочка. Бабочка очень хотелось есть, но она не стала и не могла есть листья, ей захотелось чего-то очень вкусного и сладкого. Она вспорхнула и полетела на самый красивый цветок, потом на другой, затем на третий. Наевшись, она села на цветок и загрустила и только ветерок слегка качал красавицу на ветру.
Педагог. - Ребята, а почему красавице - бабочке вдруг стало грустно?
^ - (Ответы).
Педагог. - Правильно ребята у бабочки нет друзей!
- Ребята, а мы сможем помочь горю бабочки?
Дети. (Ответы).
Педагог. - А как?
Дети. Сделаем таких же красавиц-бабочек.
Педагог. - Но для начала предлагаю вам рассмотреть схему.
Дети. (Рассматривают, задают вопросы).
^ Физкультурная пауза.Спал цветок
И вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Встрепенулся, потянулся
Взвился вверх и полетел
^ Руки поднять вверх (вдох)Посмотреть на руки.Руки согнуты в стороны (выдох)Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.Практическая часть.Педагог. Сегодня мы с вами будем делать бабочку из природного материала. Туловище бабочки будет из флористической губки, а крылья из лавровых листьев прикрепим их к туловищу, но сначала необходимо украсить крылья. Для этого необходимо взять цветную самоклеющую бумагу, вырезать из нее узор для крыльев. Необходимо помнить, что узор на крыльях бабочки симметричный, то есть одно крыло в точности отражается в другом, как в зеркале. Поэтому при приклеивании цветовых узоров на одно крылышко одновременно необходимо делать те же узоры и на другом в том же цвете, размере и расположении. Туловище украсить семенами, сделать глазки и усики. В процессе работы напоминаем детям, что флористическая губка очень мягкий и хрупкий материал, работая с ней нужно быть очень аккуратным.
^ Педагог. Предлагает детям «отпустить» свою бабочку полетать и отмечает, что наша группа превратилась в зеленый луг, над которым весело порхает пестрокрылые красавицы - бабочки, и нет среди них ни одной одинаковой.
^ Бабочка, давай дружить!
Веселее в дружбе жить!
Есть в саду у нас цветы,
Полетай над ними ты.
Ни дождь над садом
Волноваться зря не надо
Ни о чем не беспокойся
Под моей панамой скройся!
Украшать свое жилище тем, что дает природа, повелось издавна. В любом уголке мира люди делали из природного материала предметы быта, украшали одежду, делали украшения, верили в чудеса и создавали различные обереги.
Например, на Руси были популярны плетенки из лука и чеснока, которые по поверию отгоняли злых духов. На «Троицу» украшали дом живыми растениями.
В наши дни такое украшение получило название «фитодизайн». Содержание дизайнерской деятельности в детском саду включает в себя:
создание аппликации из растительных форм;
изготовление поделок, игрушек из природного материала;
создание объемно-пространственных композиций.
Работа с дошкольниками может быть организована как занятие или как часть занятия, по подгруппам или индивидуально, во II половине дня, в свободной деятельности.
^
Расширять знания дошкольников об основных видах фитодизайна.
Знакомить с содержанием объемно-пространственных композиций, которые напоминают природные ландшафты, уголки живой природы.
Продолжать расширять знания о комнатных растениях.
Познакомить дошкольников со способами декорирования оконных проемов, цветочных емкостей, групповых помещений.
Познакомить с приемами флористики. Учить создавать художественные композиции из сухих цветов, декоративных веток, ракушек, перьев, шишек и т.д.
Познакомить с техникой флористического коллажа. Учить сочетать природный материал с бумагой, пластилином, тканью.
Знакомство с фитодизайном можно начинать с младшего возраста. При этом, используя игры:
игры с природным материалом;
сюрпризные моменты;
художественное слово;
наглядности.
Такие приемы способствуют поддерживанию интереса, вызывают желание творить.
Малыши выполняют самые простые аппликации, наблюдают, как воспитатель составляет букет из сухоцветов, вместе собирают листья на прогулке, играют с ними, рассматривают, украшают группу венком из листьев, каскадом или панно.
Что могут сделать малыши?...Украсить тарелочку, салфетку, шарф.
Можно с малышами сделать лес, парк,
куда пойдут сказочные герои собирать грибы или просто погулять. Например: тонируем лист бумаги. Листья клена, дуба, ясеня уже и есть деревья. Они наклеиваются в ряд на полосе.
Во втором варианте эта работа коллективная: воспитатель рисует деревья, а малыши аккуратно наклеивают листочки.
Для уголка природы, в соответствии с его образным решением малыши могут сделать некоторых животных:
стрекозу;
змейку;
черепаху.
Очень интересно сделать с детьми полянку для мышки:
Плоская форма выкладывается мхом, пустые места заполняются керамзитом, кое – где вставляются сухие веточки, половинка скорлупы кокоса – норка.
А для того чтобы мышка могла «бегать» в сказочный лес, вместе с детьми можно сделать дорожку, но не простую, а разноцветную. Круглые плоские камни дети раскрашивают разноцветными красками, выкладывают дорожку или украшают цветочные
В
средней группе дети становятся более самостоятельными, поэтому содержание дизайнерской деятельности усложняется.
Теперь задание усложняется, необходимо:
найти нужный листок;
соединить 2 части изображения (жук, грибок);
создавать более сложные изображения.
В средней группе дети могут создавать изображения животных, насекомых, ритмичные узоры. Например: «Улитка», «Жучок», «Грибок», «Морковка», «Коврик для Лесовичка», при этом форма коврика может быть разная: квадратная, прямоугольная, круглая, многоугольная. Предметные изображения состоят из 1й, 2х, 3х деталей, мелкие детали можно дорисовать фломастером.
На занятиях по лепке и художественному конструированию дошкольники выполняют изображения животных, насекомых, предметы быта: «чашечки» из ореховой скорлупы или технику: вертолет, автомобиль.
Сказочный лес, для которого подойдут веточки, листья, шишки, дети могут сделать самостоятельно. Используя уже имеющийся опыт и помощь воспитателя, дети населяют лес живыми и сказочными героями.
Перед праздником 8 Марта с детьми можно высадить луковицы гиацинтов, крокусов, фрезии. Каждый может украсить свой горшочек. Для этого воспитатель предлагает на палочку, которую втыкают в грунт, привязать ленточку, или тесьму. Таким образом, дети запоминают свой горшочек, ухаживают за растением, наблюдают за ростом и развитием.
Возможен и другой вариант: лук, перья, которого украшают цветочками из ткани или из бумаги.
Для того чтобы познакомить детей с азами флористики педагогу надо запастись некоторым материалом, это:
клей;
ножницы;
шпагат;
проволока;
оазис (легкий пористый материал);
шишки;
орехи;
колосья;
метелки проса;
сухоцветы.
Например: дети раскрашивают шишки, а затем крепят на декоративную ветку. Ветка устанавливается в цветочную емкость. Такая композиция смотрится оригинально.
В старшем возрасте дизайнерская деятельность усложняется и обогащается. Дети уже могут разрезать лист по прямой, составляя изображения из нескольких частей, использовать семена овощей, и фруктов, более мелкие камешки, крупу, крошку листьев.
Уже появляются сюжетные картины. Например: «Кот и мышки», «Рыбки в аквариуме».
Большую помощь оказывают схемы. Глядя на схему, ребенок понимает, какие листики надо взять, как расположить. Разметки изображения могут делать сами или по шаблону. Старшие дети используют прием наклеивания листка на кальку для вырезания более мелких деталей и для удобства в работе с хрупкими листочками.
Очень хороший прием тонирование бумаги в зависимости от образного решения. Можно обрабатывать природный материал в соленом растворе, красить гуашью, анилиновыми или пищевыми красителями, что придаст им оригинальность и красочность.
Темы занятий могут быть различными:
«Обитатели цветочной поляны», «Подводное царство», «Лесные жители» и т.д.
По мере овладения умениями и навыками старшие дошкольники выполняют поделки на разные темы: «Домашние и дикие животные», «Насекомые», «Сказочные герои», «Птицы» и т.д.
В старших группах дети могут составлять букетики их живых и засушенных цветов, создавать подвесные композиции, декоративные венки.
Например: тонкие ветки ивы перевязывают, собрав в кольцо, и украшают сухоцветами, шишками, веточками сосны, ягод. Все зависит от воображения и наличия материала.
С детьми старшего возраста можно сделать много интересного из природного материала. Иногда найденные материалы сами подсказывают решение, надо только внимательнее всматриваться, фантазировать и все получится.
Работа с природным материалом очень важна для дошкольников:
развивается мелкая моторика, восприятие, мышление, внимание, интеллект и творческая активность, что способствует успешному обучению в школе;
пополняются знания и трудовые умения, что положительно влияет на формирование основ личности.
Дата02.10.2011Размер265,46 Kb.Тип
ДокладДобавить документ в свой блог или на сайт